7 апреля завершился специальный дедлайн ФИФА, внесенный отдельными изменениями в регламент по статусу и трансферам футболистов. Таким образом руководство мирового футбола пыталось защитить игроков чемпионата Украины по футболу в связи с боевыми действиями и приостановкой турнира.
Итогом внепланового «Юрьева дня» стал небывалый отток футболистов из Украины. Верно будет сказать, что он изменил УПЛ до неузнаваемости, и небольшим преувеличением будет добавить, что в низших лигах отдельных команд не стало полностью.
Что по осколкам Премьер-лиги Украины? Как должны бы выглядеть клубы УПЛ и как они (виртуально) выглядят сейчас? Об этом — в спецрасследовании Sport Arena. Продолжаем: четвертое место в приостановленной УПЛ 2021/22, Заря (Луганск).
-
Как выглядели осенью 2021 года:
Мацапура (Шевченко) — Фаворов (Руфати), Имереков, Вернидуб (Назарина, Снурницын), Жуниньо (Снурницын, Хомченовский) — Цвек (Алибеков), Назарина (Нагнойный, Казаков), Булеца (Кабаев, Лунев, Кочергин, Хомченовский) — Аллахьяр (Кристиан, Кочергин), Шахаб (Громов, Лунев), Гладкий (Фримпонг)
Заря — одна из самых необычных команд УПЛ. Еще в лучшие времена пыталась выживать за счет переподготовки футболистов. Всегда ставила на породистую молодежь. Экспериментировала по кадрам. Тот же Скрипник, потеряв ряд былых лидеров без большого усиления, вынужден был переходить от наработанной схемы 4-4-2 к модифицированной 4-3-3, 4-5-1.
Отчасти этим решалась проблема перенасыщения креативщиками — ведь в одной команде собирались 3-4 очень неплохих форварда, при том, что довольно быстро прогрессировала молодежь (прежде всего, говорим об Фримпонге Овусу). Временами Скрипник вообще ставил по 5 креативщиков, словно в футболе первой половины ХХ века.
Второй проблемой Зари, как команды, раскрывающей таланты, стало похищение оных. Пример — Кочергин. В последний год контракта он уже рассматривал зарубежные варианты, и где-то тура после 10-го Заря решила отправить его в глухой резерв дубля. Усилило ли это команду? Да, конечно же, нет. Кочергина в итоге потеряли, и маленький плюсик лишь в том, что за время его опалы научились играть без него.
По сравнению с конкурентами ослабленная Заря была намного уязвимее. И то, что она оставалась зимовать четвертой, относим лишь к шикарной работе тренерского штаба и сплоченности коллектива, которого не вчера (и не зря) прозвали «мужиками».
-
Что вырисовывалось весной 2022 года:
Мацапура (Шевченко) — Данченко (Скорко, Фаворов), Имереков (Дубко, Фаворов), Вернидуб (Назарина, Снурницын, Тлумак), Жуниньо (Снурницын, Хомченовский) — Фаворов (Тлумак), Назарина, Булеца (Кабаев, Смирный, Лунев, Хомченовский, Кочергин) — Громов (Кристиан, Кочергин), Шахаб (Лунев, Абдуллаев), Гладкий (Фримпонг)
Заря весной серьезно подлатала состав за счет возвращения Данченко и аренды ряда динамовцев, выдернутых из Черноморца. Потери довоенного времени (Аллахьяр, Руфати, Казаков и ожидаемый уход Кочергина) были не столь неожиданными, хотя и значимыми. В принципе, даже создавалась возможность для постоянного возвращения к привычным 4-4-2.
Так, Данченко явно мог занимать привычное место правого защитника, а приход молодого Скорко позволял вывольнять Фаворова для более привычной работы в центре — обороны или полузащиты. Дубко, Тлумак и тот же Скорко расширяли возможности тренерского штаба в защите, где иной раз осенью приходилось рассчитывать на перестроенных крайних хавов и опорников.
Важнейшим приобретением выглядел Смирный — в молодежке Динамо и Колосе он проявил себя разносторонним, современным полузащитником и мог по достоинству заменить Кочергина. На момент перед началом войны единственной потерей был Аллахьяр — раскрытого нападающего попросту не по карману было выкупить после аренды у Фенербахче, то, что он отправился в Великобританию, доказывает уровень индивидуальной работы Зари со своими талантами.
-
Что остается сейчас:
Шевченко (Мацапура, Жилкин) — Данченко (Скорко, Фаворов), Имереков (Фаворов, Дубко), Вернидуб (Снурницын), Жуниньо (Снурницын, Емец) — Фаворов (Алибеков), Назарина (Тлумак), Смирный (Громов, Кабаев, Кристиан), Булеца (Хомченовский) — Громов (Кабаев, Лунев), Гладкий (Абдуллаев, Алефиренко).
Заря очень долго держится на созданной системе работы и тактическом базисе. Вот и сейчас, после потери ряда самых статусных игроков, нельзя сказать, что команда рухнула. Особенно если Скрипнику доведется ее выставлять на существенно ослабленную УПЛ. Да, уход иранцев из атаки ее ослабил — но при этом на ветеранах Гладком и Громове в нынешней УПЛ можно было выезжать, а уж тем более можно будет в послевоенной.
Да, ощутимой потерей является Кочергин — однако прибыл Смирный, есть Кабаев, Лунев, Булеца и тот же Громов. Вне сомнения, будет не хватать Цвека, но к Назарине прибыл молодой Тлумак, а с дельным усилением позиции правого защитника в опорную зону или центр защиты можно возвращать Фаворова. Для тех, кто не помнит/не знает, Денис вообще по основной позиции центральный защитник или опорник, и в 30 лет играть здесь ему будет даже поудобнее, нежели на фланге.
-
Уровень боеспособности? 45%
Парадоксальным образом футбольный базис, заданный в Заре, даже сейчас оставляет команде некую боеспособность. Живи, Заря! А всё будет — довольно быстро скауты доставят новых «аллахьяров» и «шахабов», которых надо будет раскрыть. И еще и удастся их выгодно сбыть. Главное, чтобы руководство клуба не закрыло во время войны проект, а лишь заморозило — и эта команда еще не раз приятно удивит.