Сергей Рафаилов: “Бюджет Зари в следующем сезоне будет меньше, чем в предыдущие годы”

РафаиловГенеральный директор Зари Сергей Рафаилов рассказал о последних новостях клуба.

Сейчас такое время, что нужно справиться с выживанием, а не шиковать… Руководство ищет возможность, как уложиться в рамки нового бюджета на следующий сезон

– В конце января появилась информация о больших долгах клуба перед футболистами, речь шла о четыре месяцах задолженности – это, как бы, не секрет, правильно?
– Действительно, у нас существуют определенные проблемы, о чем было уже сказано не мало. Причина – весь бизнес нашего президента, Евгения Геллера, находится в зоне АТО.

– Так вот, в какую сторону изменилась ситуация с того времени?
– Ситуация меняется в лучшую сторону. Нельзя сказать, что она изменилась кардинально, но мы в какой-то мере нашли взаимопонимание с футболистами. Я очень благодарен нашим игрокам за то, что они с пониманием относятся к сложившейся ситуации. Хотя в то же время, считаю, во времена, когда плохо всему украинскому народу, футболистам тоже не может быть сладко. Слава Богу, наши игроки это понимают. Пока общий язык мы находим, а президент клуба старается гасить долги. Не так быстро и не в таком объеме, как бы этого всем хотелось, но процесс идет.

– За сколько месяцев клуб должен зарплату футболистам?
– Я не буду об этом говорить. Это наше внутреннее дело, и оно не касается никого, кроме клуба.

– Дальнейшему существования клуба что-то угрожает, в связи со сложным нынешним финансовым положением Зари?
– Долги – это такое дело, а угрожать существованию клуба может только отказ президента от его дальнейшего финансирования, о чем речь не идет. Пока что команда доигрывает чемпионат, а у нас уже есть определенные наметки по бюджету на следующий сезон. Естественно, он будет меньше, чем в предыдущие годы. Сейчас руководство клуба, совместно с тренером, ищет возможность, как уложиться в рамки этого нового бюджета на следующий сезон. Этот бюджет не такой уж и маленький, но в то же время существенно меньше, нежели в предыдущие годы. При всем этом, я считаю, что с таким финансированием можно играть в украинском чемпионате. Думаю, к этому придут все. К тому же, вы и так знаете, что практически во всех клубах идет сокращение бюджетов разными способами: где-то серьезно уменьшают зарплату, где-то платят в гривнах, где-то – по старом курсу доллара. Экономический кризис затрагивает всех.

– В процентном соотношении, существенно ли будут уменьшены зарплаты игроков Зари?
– Я не могу и не хочу об этом говорить. Просто должен быть совершенно другой подход к формированию бюджета и выплаты зарплат. Совершенно другой. Но на сколько процентов уменьшатся зарплаты, мне сказать сложно.

– Можете детальней рассказать об этом “совершенно другом подходе”? Может, будет что-то на подобии Карпат – с минимальным окладом, но премиями за попадание в заявку на матч, выходы на поле, победы и так далее?
– Был у нас один футболист, который говорил: “Все меня устраивает: и зарплата, и бонусы, но вот если бы вы еще за выходы на поле мне платили, чтобы меня стимулировать…”. А я ему отвечал: “А за уход с поля платить тебе не надо?”. Я считаю так: зарплата футболиста должна быть нормальной – такой, которая позволяла бы ему жить комфортно, а все остальное он должен находить на поле. А у нас как получается: футболисты со своими агентами любую цифру в контрактах записывают, и отступить от нее уже никто не имеет права. А сам футболист после подписания хочет играет, а хочет – нет. Да ко всему прочему ему же еще и бонусы подавай! Так не должно быть. Но не я все это устанавливал в украинском футболе, мне и не удастся это поломать. Хотя у нас есть понимание с президентом в этом вопросе. Теперь нужно будет договариваться с футболистами, их агентами. Тренер должен тоже понимать, что нужно будет давать дорогу молодым еще больше, и зацикливаться на опытных игроках не выйдет. Сейчас такое время, что нужно справиться с выживанием, а не шиковать.

Говорили Данило: “Приезжай, еще продлим на полгода контракт, поиграешь в Заре, будешь на виду”. Но он решил пойти другим путем

– То есть, летом Зарю могут коснуться серьезные кадровые изменения?
– У некоторых футболистов заканчиваются контракты: с кем-то мы будем их продлевать, а с кем-то нет. В общем, обычное дело для любого клуба. Возможно, кто-то из футболистов не согласится на новые условия оплаты их работы. Но я уверен, что кадровых проблем у нас не будет, даже если кто-то изъявит желание уйти из Зари.

– Действительно ли существовала вероятность бойкоте матча против Олимпика вашими футболистами?
– Нет. Как только мне начали звонить журналисты по этому поводу, я сразу же спросил об этом у тренера, капитана, других футболистов. Они сказали, что это неправда. Поэтому я даже не пытался узнать, откуда пошли такие слухи. Хотя футбольный коллектив, конечно, большой, поэтому, возможно, у кого-то из игроков подобные мысли были, но так, чтобы прямо команда была готова бойкотировать матч – такого точно не было.

– Деньги за возможный трансфер Данило должны были пойти именно на зарплаты игрокам, или им планировалось другое предназначение?
– Конечно, его продажа должна была очень помочь нам. Деньги должны были пойти в первую очередь именно на зарплаты и другие обязательные клубные выплаты. Но с трансфером не сложилось. Буквально за три дня до закрытия трансферного окна, когда уже были подписаны и трансферные договоры, и даже личный контракт футболиста, клубу Кубань не дали денег, и он отказался от этого трансфера.

– У Данило сейчас есть действующий контракт с Зарей?
– Да, до лета.

– Вам известно, где он находится и чем занимается? Вы интересуетесь его судьбой?
– Конечно. Но что значит “интересуюсь его судьбой”? Он – взрослый парень, и сам вправе решать свою судьбу. Если у него появятся какие-то предложения, а мы сможем оформить его трансфер – пожалуйста. А так, у нас есть с ним джентльменское соглашение, которое устраивает обе стороны и предусматривает все наши дальнейшие аспекты сотрудничества. Но детали – не для широкой публики.

– После отказа Кубани от трансфера, была ли вероятность того, что Данило доиграет в Заре до лета?
– Мы ему предлагали, но он не захотел. Мы говорили ему “Приезжай, еще продлим на полгода контракт, поиграешь в Заре, будешь на виду”. Но он решил пойти другим путем.

– Поскольку у него есть контракт с Зарей, клуб мог обязать игрока выполнять условия контракта – в том случае, если сам клуб был готов выполнять свои финансовые обязательства перед Данило.
– Но я же сказал вам о джентльменском соглашении между нами.

– Понятно. Закрыт ли вопрос с Лозинским?
– А как он должен быть закрыт?

– Возможно, Заря выплатила ему всю суму долгов, или заключила джентльменское соглашение и с Евгением?
– Нет, с ним нет никаких соглашений, в том числе джентльменских. Да, есть решение суда, согласно которому Заря должна заплатить ему определенную суму денег, и мы от этого не отказываемся. Но в виду сложившейся ситуации в стране, которая прямо отобразилась на жизнедеятельности нашего клуба, а также сорвавшегося трансфера Данило в Кубань, мы не выполнили свои обязательства. Мы пытаемся погасить долг перед Лозинским, но пока не получается, а сам футболист стоит на своем – что ему нужно все и сразу. А мы все и сразу отдать не можем. Мы готовы заключить мировое соглашение и по частям отдавать деньги, но сам Лозинский мирового соглашения заключать не хочет. Этот вопрос находится на стадии обсуждения с его юристом, с ним самим. Кроме того, этот вопрос на контроле Федерации и Премьер-лиги, а я разговаривал с юристом игрока вчера, с самим Лозинским – сегодня (наш разговор состоялся в среду вечером. – Ан.В.), пытаемся договориться.

– Вы уверены, что Заря пройдет аттестацию на следующий сезон, или долги перед тем же Лозинским и своими футболистами могут помешать?
– А вы уверены, что у нас пройдет аттестацию 12 клубов лиги?

– Нет.
– А я вот точно знаю, что 12 клубов не могут пройти аттестацию. Поэтому на сегодняшний день существует проблема профессионального футбола. В Федерации футбола и в Премьер-лиге это понимают, и я надеюсь, что в ближайшее время состоится встреча, где будут подняты все эти вопросы. Потому что, поверьте мне, во всех клубах, где играют иностранцы, есть определенные проблемы. Учитывая сложившуюся в стране ситуацию, Федерация должна идти на уступки. Естественно, вопрос о всепрощении не поднимается, но какая-то отсрочка и вообще путь решения проблемы должен обсуждаться.

Думаю, в УЕФА уже лежит куча заявлений от игроков из украинского чемпионата, а их будет еще больше. Я сам обращался в Федерацию футбола Украины, знаю о желании встретиться и руководителей других клубов, поэтому, думаю, вскоре такая встреча должна состояться. Сегодня украинские клубы не могут соответствовать высоким требованиям УЕФА, да и вообще нужно изменить свое отношение к профессиональному футболу в стране, в том числе – клубам. В первую очередь, речь идет о зарплатах игроков. Нужно смотреть, что происходит за окном и приспосабливаться. Это тяжело сделать сразу. Футболист всегда может сказать: “Вот, смотрите: вы же подписали контракт с зарплатой в долларах, так какие вопросы – платите в долларах”. И футболист будет прав юридически. Но из этой ситуации сегодня нужно выходить всем. И в УЕФА должны знать, что в Украине сложилась именно такая ситуация.

Такое чувство, что весь украинский футбол должен работать только на тренера сборной

– Ваше отношение к переносу 18 тура в интересах сборной?
– Абсолютно отрицательное. Заря – один из тех клубов, которые высказывались против переноса. Вот чему я всегда удивляюсь: когда тренер работает с клубом, у него одна позиция (например, нежелание отпускать игроков или переносу матчей), когда со сборной – совсем другое. Так было с Олегом Блохиным – как только он начал тренировать Динамо, у него изменилась риторика в отношении сборной. Да и у Михаила Фоменко, когда он работал с клубами, были совершенно другие высказывания об уезде игроков в свои национальные команды. Такое чувство, что весь украинский футбол должен работать только на тренера сборной.

– Это неправильно, на ваш взгляд?
– Неправильно. Во всех странах на выходных проходил тур чемпионата. Нигде больше не был перенесен сразу весь тур. Дай-то Бог – и я, конечно, буду радоваться вместе со всеми болельщиками – если наша сборная получит какую-то пользу от всего этого, но как-то не верится.

– Удается ли вам следить за ситуацией со стадионом в Луганске?
– Летом все высохло. Я был в Луганске в октябре. Поле не поливалось, поля, как такового, нет. Сейчас я звонил туда, вроде как, что-то немного зеленеет. Но электричества нет, потому поливать его не знаю, кто будет. Плюс, поле не прогревалось – после того, как на газон упала мина, такой возможности нет, система подогрева не работает все это время. Так что на поле Авангарда воронки от снарядов, на базе был пожар, еще одно тренировочное поле на стадионе Шахтер, где тренировалась у нас вторая команда, тоже высохло, плюс, на нем стояли артиллерийские установки… Это больной вопрос для всех. Но вы о поле спрашиваете, а спросите лучше, как там живут люди. Это более подходящий вопрос. Все там очень плохо.

У Пыско произошел психологический надлом после того, как чуть ли не вся страна обвинила его в поражении молодежной сборной в матче с немцами

– Позавчера стало известно, что Ильичевец в следующем туре будет принимать Шахтер на Оболонь-арене, а не на Метеоре, как в случае с Зарей. Существовала ли возможность проведения матча с вашей командой не на болоте, а на другом стадионе? Искала ли такую возможность Заря?
– А почему Заря должна была ее искать? Нас принимал Ильичевец, и вопрос о том, где играть – в их прерогативе. Разрешение на проведение матча дали ФФУ, Премьер-лига, а делегат и инспектор – уже непосредственно присутствовавшие на Метеоре в тот день. Заря никоим образом непричастна к решению о проведении матча на этом стадионе.

– Но Заре точно было невыгодно играть на том “газоне”.
– Я думаю, что Ильичевцу тоже. Да, если бы газон был в лучшем состоянии, в первую очередь, не получил бы повреждение Худжамов, ну и, наверное, те козыри, которые есть у Зари, было бы легче воплотить в жизнь: комбинационная игра, контроль мяча, индивидуальная техника отдельных футболистов. А так – получилось “бей-беги”. Но все равно непростительно для наших футболистов пропускать такие мячи: один со стандарта, второй – на контратаке, причем футболисты Ильичевца убегали от защитников дважды. Поэтому нельзя сказать, что главная причина поражения Зари – это поле.

– Заря этот матч проиграла, а теперь ваши конкуренты, увидев, в каком состоянии газон на Метеоре, тоже будут пытаться найти нормальное поле для выездного матча с Ильичевцем. Да и Юрий Вернидуб сказал, что ФФУ не должна была разрешать играть на таком поле, и что этот матч был колхозом, а не Премьер-лигой.
– Я не сторонник того, чтобы махать кулаками после драки. Надо выходить и играть на любом поле. Я не слышал, когда Юрий Николаевич говорил о том, что ФФУ не должна была разрешать играть на таком поле, но нужно понимать, какая сейчас сложилась ситуация в нашем футболе. Естественно, Федерация футбола и Премьер-лига в каких-то вопросах идут навстречу и Ильичевцу, и той же Заре. Такая ситуация в стране. Люди должны идти на компромиссы. Конечно, поле на Метеоре было в отвратительном состоянии, без сомнений. Но что надо было делать? Засчитать техническое поражение Ильичевцу, или что? Когда-то ведь, если помните, и Заря принимала на таком поле Волынь. Тоже катастрофа была. Была резкая оттепель, и наше поле в Луганске было чем-то похоже на озеро. Но мы тогда сыграли, а Заря выиграла.

– Еще несколько вопросов о кадровой ситуации в команде: Калинин пока играет исключительно за молодежную команду, поэтому из-за Игнатьевича на левой бровке защиты играл Каменюка. В этой связи, вопрос о Пыско, который периодически играл в первой части чемпионата слева: кто был инициатором его ухода?
– Миша Пыско – в целом, неплохой футболист и парень. Но у него произошел какой-то психологический надлом после того, как чуть ли не вся страна обвинила его в поражении молодежной сборной в матче с немцами. Хотя он там очень достойно выглядел, и в большей степени претензии надо было предъявлять левому полузащитнику – игроку киевского Динамо, который очень мало отрабатывал в обороне и не помогал Пыско (Речь о Калитвинцеве. – Ан.В.). А и специалисты, и болельщики, и комментатор не совсем справедливо обвинили во всем Мишу. Психологический надлом после этого сказался на его игре, и он потерял место в составе, хотя очень неплохо смотрелся, например, в Голландии, в матче против Фейеноорда. Тренер пытался ему доверять, но он больше не показывал должного уровня игры. Зимой же в команду пришел Опанасенко – игрок класса выше, чем Пыско. Поэтому у Миши было бы еще меньше шансов играть. Как следствие – наше общее решение, в том числе и двух клубов (контракт Пыско принадлежит Шахтеру, а в Заре ныне игрок Говерлы выступал на правах аренды. – Ан.В.), что ему лучше уйти. Парню надо играть.

– Вопрос о Калинине: год тому назад футболист сам рассказывал о том, что получил российский паспорт, но на сайте Премьер-лиги он заявлен, как украинец. Объясните ситуацию, ответив на главный вопрос: имеет ли он право играть за сборные Украины?
– На сегодняшний день у него футбольное гражданство украинское

football.ua