Никита Каменюка: “Жаль, в Луганске не увидели Еврокубки”

КаменюкаИнтервью с капитаном «Зари» могло состояться еще неделю назад, но отыгравший 200-й матч в премьер-лиге Каменюка попросил отсрочку: хотел полностью сосредоточиться на предстоящей игре с запорожским «Металлургом».

Но включив телевизор, чтобы еще раз оценить Никиту в деле, обозреватель «СЭ» увидел его… в гражданском на трибуне «Славутич-Арены».
ОТЕЦ СТАТИСТИКОЙ НЕ ГРУЗИТ 
– За пару дней до игры получил на тренировке повреждение, и наставники, посоветовавшись с врачами, решили: если болит, лучше не рисковать, – пояснил свое отсутствие в заявке 29-летний игрок. – Однако сейчас все нормализовалось. Работаю в общей группе.
– Я уже понял, что вы не очень любите давать интервью перед матчами. Есть и другие приметы?
– Я бы не назвал это приметой. Просто не очень понимаю, о чем можно говорить до игры. (Улыбается). Что же касается примет, то я не особо суеверен. Есть, конечно, отдельные моменты, но если начну выносить это на всеобщее обозрение, то оно перестанет быть моим личным.
– Вернемся на две недели назад – к вашему поединку с «Карпатами». Судя по послематчевой пресс-конференции Юрия Вернидуба, вся команда знала, что у вас юбилей…
– Перед игрой, на установке, тренер сказал, что для меня эта игра в премьер-лиге будет 200-й. Вот так, собственно говоря, об этом узнал и я, и вся наша команда.
– Раньше вашу статистику вел отец. А сейчас?
– Папа тоже все знал, но перед матчами он старается не грузить меня ни статистикой, ни прочими околофутбольными нюансами. Ведь не это в нашем деле главное, а позитивный для команды результат.
– Сама юбилейная игра вам вроде бы удалась: отдали эффектную голевую передачу Желько Любеновичу, которая была признана «СЭ» одной из лучших в туре…
– Знаете, я был бы куда больше доволен, если бы мы победили. Звучит банально, но футбол – командный вид спорта, мелкие индивидуальные достижения здесь ничего не решают.
РАЗНОГЛАСИЙ С КОСЕВИЧЕМ НЕ БЫЛО
– Справочная информация в большинстве случаев определяет вас как полузащитника, однако в последнее время вы больше тяготеете к обороне… 
– Не могу четко сказать, кем именно чувствую себя в большей степени – защитником или полузащитником. Просто стараюсь приносить пользу команде там, где больше полезен. И мне нравится, когда наш тренерский штаб раскрывает новые грани моего игрового потенциала.
– Как показал матч с «Карпатами», ваши партнеры по бровке – в данном случае Андрей Тотовицкий – не стесняются освобождать вам зону для забеганий. 
– На тренировках мы стараемся наигрывать разнообразные комбинации. В том эпизоде получилось так, что я оказался именно в том месте.
– Но ведь в вашем арсенале есть замечательный удар с левой. Такая домашняя заготовка в репертуаре «Зари» имеется? 
– Сейчас, как вы, наверное, заметили, я чаще играю слева и смещаюсь в центр под правую ногу. Но при этом не могу сказать, что не участвую в атакующих действиях: напротив, никаких ограничений со стороны тренеров нет, никто меня не ущемляет. Игровая философия клуба проста: мы стараемся получать удовольствие от каждого момента в матче.
– И все-таки левая нога у вас сильнее правой?
– Не сказал бы. Мы – профессионалы, а, значит, постоянно стараемся развивать все свои качества. Не только ноги, но и голову. Все в нашем деле идет от головы.
– Все двести матчей в высшем дивизионе вы провели за один клуб. Поразительная верность «Заре»! Неужели не было других вариантов, не считая временной командировки в «Ильичевец»?
– Ну, раз никуда не уезжал, значит, вариантов не было. Вместе с тем, я и сам не особо рвался из Луганска. Всегда считал за счастье играть в родном городе – в том клубе, который сделал меня футболистом и дал всё, что имею на данный момент. Мне безумно приятно, что являюсь членом этого коллектива и творю вместе с ним футбольную историю «Зари».
– Правда, что в Мариуполь в свое время вы уехали потому, что у вас возникли разногласия с возглавлявшим команду Александром Косевичем?
– Это давняя история… Но посудите сами, какие у нас могли быть разногласия? Он тренер, я – игрок, мы решали общую задачу. Другое дело, на тот момент Косевич считал, что я не подхожу под его модель игры и видение футбола. Но называть это разногласиями, думаю, неправильно. Я ничего тренеру не говорил, все мысли держал при себе. В конце концов, за результат отвечал он, а, значит, знал, что делает.
КАПИТАНСКУЮ ПОВЯЗКУ НА МЕНЯ НАДЕЛ ВОЛОБУЕВ
– Вы – не просто член коллектива под названием «Заря». Вы еще и капитан. Действительно ли впервые надели повязку еще на уровне детско-юношеского футбола?
– Можно сказать и так. В группе ребят моего возраста тренер назначил капитаном именно меня. Но особые чувства испытал уже в команде мастеров. Не скрою, с одной стороны очень приятно. С другой – огромная ответственность.
– Помните этот день?
– Очень хорошо. Весна 2009-го. Я провожу свою сотую игру в карьере – на выезде против «Черноморца». А у нас по разным причинам на поле не могут выйти капитан команды Андрей Гаврюшов и оба вице-капитана – Алексей Храмцов и Андрей Тлумак. И тут ко мне подходит Анатолий Волобуев с повязкой: «Ну, Никита, пришел твой черед. Пора становиться лидером!»
– Первый матч в премьер-лиге помните?
– Я помню все матчи в премьер-лиге. (Улыбается). Играли в гостях против ФК «Харьков». Юрий Коваль выпустил меня на замену. А сыграли тогда 2:2.
– А первый гол?
– Донецкому «Металлургу», в воротах которого стоял Юрий Вирт. Возник какой-то сумбур в чужой штрафной, и я удачно подставил ногу. Но мы тогда, кажется, проиграли – 2:3.
– Возвращаясь к вашему удару с левой, хочу сказать, что в лучших попытках получалось не хуже, чем у Ярмоленко или Коноплянки: аккурат из точки в точку. Например, в матче Лиги Европы с «Мольде»…
– А еще однажды забил похожий гол «Таври» в чемпионате. Но, честно говоря, я для себя все эти голы не классифицирую. Ну гол себе и гол, передача – и передача. По эффектности я их не отличаю. Пусть будут некрасивые, главное – чтобы нужные! Был бы нападающим, можно было бы говорить о каком-то здравом эгоизме. Но не в моей ситуации.
– Насколько важно для вас победить в последнем матче сезона «Ворсклу»? Занять четвертое место – это принципиально?
– Мы ставим перед собой задачу победить в каждом матче. И если будем четвертыми, значит, мы это заслужили своей игрой. Идем от игры к игры, не посыпая голову пеплом. Стараемся быстро забывать удачные и неудачные матчи. Лично мне в этом нужно деле очень помогает семья: пытаюсь переосмыслить итоги игры за один день и одну ночь, а потом просто отпустить ситуацию, чтобы ничего лишнего в голове не крутилось.
– То есть видеозаписи своих матчей дома не пересматриваете?
– Не могу сказать, что такое желание возникает часто. Разве что если речь  матчах Лиги Европы…
ЖАЛЬ, В ЛУГАНСКЕ НЕ УВИДЕЛИ ЕВРОКУБКИ
– Вы знает всех своих партнеров. Кто из них самый юморной?
– Пошутить у нас умеют многие. Не хотелось бы кого-то выделять.
– Хорошо, а кто у вас самый быстрый?
– Мы все быстрые. Вы что не заметили, как мы играем? (Смеется). Ну, если брать тесты, то, наверное, Дима Хомченовский.
– Самый физически сильный?
– Жека Опанасенко любит покачать железо в тренажерке. Мне иногда кажется, что если он столкнется с закрытой дверью, то просто сломает ее руками,
– А так с виду и не скажешь… Случалось, чтобы команде и вам, как ее капитану, приходилось ставить кого-то на место?
– Вы имеете в виду конфликтные ситуации? Такие были, но это абсолютно нормальное явление. В коллективе иначе не бывает. Ведь мы не можем иметь одинаковый характер и схожие мысли. Но для достижения общей цели обязаны находить общий язык.
– В этом сезоне за счет участия в Лиге Европы вам впервые пришлось играть в таком напряженном графике. Но многие футболисты считают, что готовиться через игры психологически проще и интереснее, чем через тренировочные циклы.
– Полностью поддерживаю людей, которые так считают. Играть действительно всегда интереснее, чем тренироваться.
– У еврокубков вкус особый?
– Конечно. В первую очередь, тебя переполняет гордость – за команду и город. Луганск заслужил увидеть наши матчи воочию, и мне жаль, что возникли печальные обстоятельства, которые этому помешали. Тем не менее, я уверен, что в родных местах люди следили за нашими играми и искренне переживали. Хочется верить, что в не очень радостные жизненные моменты мы доставляли им хоть немного позитивных эмоций. Пусть не все имели возможность увидеть это по телевизору и обменивались информацией посредством сарафанного радио, мысль о том, что нас поддерживают дома, очень помогала бороться на поле.
– Ответная встреча с «Фейенордом» – самый драматичный момент в вашей карьере?
– Да, такую игру за одну ночь, конечно, не забыть. Хорошо, что буквально через два дня у нас была встреча чемпионата, которая помогла переключиться. Но матч в Голландии и эмоции,  которые мы тогда пережили, до сих пор вызывают душевное волнение.
– Обидно?
– Знаете, главное в таких ситуациях – быть честным по отношению к себе и к футболу. Чтобы зайти в раздевалку и открыто посмотреть друг другу в глаза. У нас с этим в тот вечер никаких проблем не возникло.
– Вы чувствуете себя одним из героев в Луганске?
– Я обычный человек, не особо популярный. Иногда, конечно, узнают. Здороваемся, фотографируемся и идем дальше.
– В Запорожье вам комфортно?
– Не буду кривить душой: хотелось бы проводить домашние матчи дома, но стадион здесь хороший, поле – ровное, а вот чего не хватает, так это поддержки наших болельщиков. Ее не заменишь ни на одном стадионе мира – ни в Киеве, ни в Луцке, ни в Чернигове, ни в Николаеве. В Луганске люди ходят на стадион семьями, любовь к футболу передается из поколения в поколение. У меня до сих пор много близких в родных местах. Здесь прошла вся моя жизнь: 28  лет я жил в Луганске, и только один – в Запорожье.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С «ГРАФА МОНТЕ-КРИСТО»
– В этом сезоне, если считать очные встречи команд первой четверки, вы занимаете второе место после «Динамо». Что помогает слыть грозой авторитетов?
– Я думал, вы мне скажете. (Улыбается). Настраиваемся на всех, где-то складывается, где-то нет…
– Кажется, Руслан Ротань сказал: «Для «Днепра» «Заря» хуже «Барселоны».
– С грандами нам легче и психологически, и тактически. Мы неплохо выглядим в контратаках, хотя пытаемся развивать все виды командных действий.
– Почему же тогда случаются провалы с аутсайдерами?
– Я считаю, что это наша главная проблема: команда пока не пришла к тому, чтобы регулярно добывать очки, четко контролируя мяч и играя первым номером. Но тенденция к этому на протяжении игр этого сезона прослеживается очень четко.
– Ваш главный Юрий Вернидуб – человек мягкий или твердый?
– Он хорошо чувствует команду и умеет быть разным.
– Ну а вы, судя по фамилии, должны быть строгим и твердым. 
– Думаю, в моем случае фамилия однозначно обманчива… Не хочу быть мягким, но я, скорее, добрый, чем строгий.
– Слышал, что ваше главное хобби – книги. Какой любимый жанр?
– Художественный: детективы, классика. Вообще-то, в юности я читать не любил. Но затем произошел один случай: когда делал первые шаги в команде, мой кум Алексей Городов увидел, что слоняюсь без дела и посоветовал: «Возьми, почитай хорошую книжку!» А я ему: «Спасибо, не хочу» – «Почитай, понравится!» Я сдался, прочитал и втянулся. Наверное, потому что моей первой книгой был «Граф Монте-Кристо».
– Мне показалось – или друзья в команде называют вас Кит?
– Да-да. Это такое сокращение от имени.
– 3 июня у вас знаменательная дата – 30 лет. Уже придумали, как будете отмечать?
– Думаю, в кругу семьи, с родными и близкими – людьми, которые поддерживают меня на протяжении всей жизни.
– Возраст не давит?
– Какой возраст? Не смотрите в паспорт, мне все еще 18 лет. (Улыбается). Смотрите на нашего Желько Любеновича: он почти в 34 лучший бомбардир команды. Ну, это уже мы позволяем ему раскрыться (смеется), чтобы перешел в какой-то большой клуб…
Михаил СПИВАКОВСКИЙ, Спорт-Экспресс в Украине