Желько Любенович: “Мы покинули Луганск, но я очень надеюсь, что скоро наступит мир” Вторая часть

Любенович«Мастер импровизации» не обошел нас вниманием, уделил добрый час времени, не юлил и рассказал много нового о Фоменко, о драках стенка на стенку в «Таврии», о восхищении Зозулей и о том, почему Гоменюк так рано завершил карьеру!

В ВАРШАВЕ УШИ ЗАЛОЖИЛО

– Как в «Заре» приняли бразильцев Паулиньо и Рафаэла? Удивило их подписание?
– Не удивило, потому что их взяли как свободных агентов. Они хорошие футболисты, но им нужно время для адаптации. Десять лет тому назад мне тоже понадобилось время, чтобы привыкнуть к украинскому чемпионату. Рафаэль намного быстрее схватывает. Надеемся, Паулиньо тоже заиграет в основном составе.

– Держатся они обособленно или стараются влиться в коллектив? Учат ли язык?
– Учат. Им тяжело, но они стараются. Насколько я заметил, у Рафаэла лучше получается с русским. Он знает больше слов, чем Паулиньо.

– Вы четыре года в «Заре». Слабые легионеры встречались?
– Я не помню прям таких, чтоб был намного хуже других. Был защитник Аддо из Ганы. Он играл стабильно до моего прихода в Луганск. А вот при мне уже не играл. Можно выделить его, но в то же время я не поиграл с ним вместе.

– За все это время луганская команда росла, а сила чемпионата падала. Когда «Заря» была самой сильной?

– Всё же считаю, что это тот период, когда в команде были Данило, Боли и Шунич, который сейчас в «Штутгарте». Играл тогда здорово левый защитник, серб Игнатьевич. Галюза и Грицай были. Мне кажется, вот та команда была самой-самой (образца 2013/14. – В.П.).

– Что больше расстроило: вылет от «Фейеноорда» или «Легии»?
– От «Фейеноорда». Невыносимо обидно пропускать в последней атаке.

– Показалось, что «Легию» луганчане недооценили, что ли? Особенно после уверенного прохода бельгийского «Шарлеруа»…
– Не сказал бы. У «Легии» добротная команда. Они выиграли чемпионат и Кубок Польши. Я пристально слежу за ними после наших встреч. Хочу сказать, что им очень помогли свои болельщики. Как же они болели за свою команду! Это было настолько громко, что у меня даже уши закладывало во время игры!

– Домашний матч с бельгийцами стал вашим бенефисом. Идеальные 45 минут Любеновича?

– Да! Идеальные!

– Когда вы оставались столь же довольным собой?
– Знаете, во всех международных матчах, где принимал участие, я всегда оставался доволен своей игрой! Честное слово. Против «Ренна», «Байера», «Мольде», «Фейеноорда». Но «Шарлеруа» всё равно выделяется в списке.

– С тех пор «Заря» потеряла Малиновского, Хомченовского и Пилявского. Если Хомченовского и Пилявского заменить смогли, то Малиновского по определению заменить сложно?
– Его действительно не хватает. Бесценный игрок! Жаль, что он так травмировался за «Генк». Я хочу пожелать ему максимально скорейшего восстановления.

– Малиновский получил страшную травму – разрыв крестообразной связки. Говорят, после таких повреждений на свой прежний уровень выходят единицы. Такая травма забирает процентов двадцать потенциала. Так и есть?
– Слава Богу, я никогда не сталкивался с травмами такого рода! Вам скажу о Руслане так: уверен, что он восстановится полностью и будет играть так же хорошо, как и до травмы.

– Какую самую страшную травму вы получали на своем веку?
– Один раз в Сербии я потянул заднюю поверхность бедра и пропустил месяц. В «Александрии» у меня было растяжение связки колена, в результате чего был простой в 20 дней. Тьфу-тьфу, ничего серьезного!

ФОМЕНКО – КОНСЕРВАТИВНЫЙ ТРЕНЕР

– Будковский сейчас второй в списке бомбардиров, даже Янник Боли столько не забивал. Чем Будковский уступает Зозуле?
– Филиппу еще много нужно работать, чтобы достичь уровня Зозули. Я очень уважаю Зозулю как футболиста. Он мне нравится как нападающий. После ухода Селезнева в «Кубань» в одном интервью я сказал, что это не страшная потеря для «Днепра», потому что у них есть Зозуля. Так и произошло. По поводу Филиппа я безумно рад, что он побил рекорд Боли. Филипп классный парень и игрок командный. Абсолютно не жадный. Я это очень ценю. То, что он всегда играет на команду, вернулось ему сторицей в количестве мячей. Я надеюсь, он будет забивать еще больше!

– Пилявского не привлекают больше в сборную по политическим причинам?
– Мне кажется, это большая ошибка Фоменко. Считаю, после Ракицкого и Кучера он один из лучших защитников Украины! (Хотя в «Рубине» Пилявский действительно потерялся. – Ред.)

– Фоменко вы хорошо знаете. Это же лично по его инициативе вы перешли из «Кривбасса» в «Таврию»?
– Нет. Раньше в «Таврии» работал спортивный директор Аронов. Когда в «Кривбассе» возникли финансовые проблемы, Аронов пригласил меня на просмотр в «Таврию». Сначала я жутко не понравился Фоменко. Но Аронов как-то его убедил, мол, видит будущее у Любеновича. Первые три-четыре месяца я не играл у Фоменко. Но в определенный момент Фоменко меня поставил и с тех пор я постоянно играл в основном составе.

– Изначально Фоменко отправил в дубль?
– Он не отправлял меня. Я тренировался с первой командой, а вот играл за дубль.

– 1:9 от «Динамо» и 2:9 от «Шахтера». Правда, что штрафы Фоменко на дубль распространялись?
– Игроков дублирующего состава Фоменко не штрафовал. Выписывал штрафы 3-4 игрокам первой команды, которые играли за дубль. Любопытно, что штрафовал Фоменко каждого футболиста по-своему. Он из числа очень суровых и строгих специалистов, но тем не менее я его очень уважаю.

– По признанию Ковпака, у Фоменко была строжайшая дисциплина, где все расписано по минутам. Такой армейский подход не утомлял?
– Привыкли. Поначалу все бузили, но это давало результат. «Таврия» дважды кряду занимала высокое пятое место. Но со временем игроки почувствовали усталость от Фоменко. Не было уже тех результатов, что были в первые два года.

– Какой самый памятный момент в работе с Фоменко?
– Он всегда хотел, чтобы я стелился в подкаты. Этого я мало делал. Меня в Сербии учили тому, что подкаты это последняя вещь в футболе. И чтоб доказать свою правоту Фоменко отыскал видеокассету с одного матча «Ромы», когда Де Росси исполнил великолепный подкат в центре поля, забрал мяч и отдал голевую передачу на Тотти. Он показал, что я должен так же играть!

– Чему еще он научил в футболе?
– Тому, что надо бегать и вперед, и назад. Универсальный игрок должен уметь атаковать и обороняться. И научил подбору мяча. До Украины у меня с этим компонентом были большие трудности.

– При Фоменко «Таврия» дважды брала пятое место. Если отбросить большую четверку, можно считать, «Таврия» была чемпионом Украины?
– Бесспорно, это считалось огромным успехом! Четвертое место на тот момент было недостижимо для «Таврии». Конкурировать с «Металлистом» и «Днепром» на равных, конечно, «Таврия» не могла! Так что пятое место для нас было очень высоким результатом.

– Фоменко больше клубный тренер или тренер сборной?
– Я всегда считал, что клубный. Но неожиданно он проявил себя ярче как тренер сборной Украины. Мне импонирует его работа. Я хочу его поздравить с таким результатом, как выход Украины на чемпионат Европы!

– Зная Фоменко, сумеет ли он погасить страсти по линии Ярмоленко – Степаненко?
– Легко! У нас в «Таврии» неоднократно случались драки на тренировках. Как-то возник конфликт между литовцами и украинцами. Пошла стенка на стенку – три на три, может, даже четыре на четыре. Махач приличный, в общем. Фоменко наблюдал в стороне. Через тридцать секунд после окончания драки Фоменко кивнул, чтобы продолжали тренировку, словно ничего не случилось! После тренировки литовцы с украинцами пожали друг другу руки, и всё устаканилось.

– Фоменко немногословный тренер. Как ему удается донести игрокам свое видение футбола?
– Через тренировки. Во время тренировочного процесса Фоменко заставляет делать то, что и в игре. Как тренируешься, так и играешь. Ничего особенного. Только кропотливая работа! Тактики у него мало. Он приверженец одной линии. Мне нравилось у Фоменко то, что он очень мало делал замен. Он доверяет одному составу! Это показала последняя товарищеская игра Украины с Уэльсом, когда Фоменко произвел одну замену. Меня очень удивила реакция общественности. Почему все так удивились? Фоменко – консервативный тренер. Не стоит ждать от него перемен в составе.

– Как бы вы описали философию футбола Фоменко?
– Преданность работе. Физической работе. Он хочет видеть в футболиста прежде всего профессионалов! Если человек приходит на тренировку, он должен выкладываться так же, как и в игре.

ИДАХОР В ВУЛВЕРХЭМПТОНЕ

– Не знаете, почему Гоменюк решил завершить карьеру в 30 лет?
– Я очень удивился его решению, потому что считаю Гоменюка очень квалифицированным футболистом. Он мой хороший друг. У него были серьезные проблемы со здоровьем, травмами. Он такой человек, что если не сможет отдаваться игре на 100%, то не станет мучить других своим присутствием. Только поэтому он решил завязать с футболом.

– Кто первым его «Крымским Руни» нарек?
(отв) – Не знаю кто, но ему это очень идет.

– Где Идахор, не знаете?
– Недавно я с ним разговаривал. Он живет дома, в Англии – в Вулверхэмптоне. Он давно купил там жилье. Говорит, ему нравится жизнь на Туманном Альбионе. А вот чем занимается, я не спрашивал.

– Лаки когда-нибудь хвастался, что он дортмундской «Боруссии» забивал в Лиге чемпионов?
– Он человек такого склада характера, что никогда не станет хвастаться.

– С «Таврией» вы дважды играли на международной арене – раз в Кубке Интертото уступили «Ренну», и раз – «Байеру» в плей-офф ЛЕ… Есть что вспомнить, не так ли?
– Конечно! Сразу на ум приходит Баллак. Я играл против него в центре поля. Он уже заканчивал карьеру, но как же легко играл! Выдающийся футболист, что там говорить! Второй момент – мой нереализованный пенальти с «Ренном». Из-за него мы не прошли дальше. Как вы помните, именно мой пенальти был последним в серии и мог решить исход в нашу пользу – выиграли бы 5:4.

– Когда в Крыму были в последний раз?
– В декабре. Планирую в конце чемпионата съездить в Симферополь еще раз.

– Любимое место в Крыму?
– Симферополь! Я вообще очень люблю Крым. Все без исключения города. Крым – прекрасный курорт!

– В Луганск, знаю, вы тоже наведывались…
– Да, осенью. На пару дней.

– Где фанаты поддерживали лучше: в Симферополе или Луганске?
– В Луганске. В «Таврии» собирался полный стадион только на «Шахтер» и «Динамо». В Луганске даже на команды нижней части турнирной таблицы приходило по 8-10 тысяч болельщиков.

– После Крыма Украина потеряла часть Донбасса, включая Луганск. Какое ваше отношение к России после этого?
– Вы знаете, Сербия историческив очень хороших отношениях с Россией, мы как братья. Я не могу ничего плохого сказать о России. Но в моем сердце Украина ближе. И я всё равно чувствую Крым украинским. По правде говоря, у меня было большее желание ездить в Крым, когда он был украинским, нежели сейчас.

– Что такое война, вы ощутили на своей шкуре?
(отв) – Это самое ужасное, что может быть в жизни человека. Я застал две войны в Сербии. Это уже третья война, которая коснулась меня. Луганск это и моя боль тоже. Мы покинули Луганск, но я очень надеюсь, что скоро наступит мир. Первая моя война происходила в Сербии и Хорватии в 1991-95 году. Вторая – 1999-й год, когда нас Америка и Европа бомбила. Три-четыре месяца продолжались бомбардировки. Мы молились Богу, чтоб ракеты не упали на наш дом или улицу.

– Матея Кежман рассказывал, как бомбили Белград, а он в это время продолжал отмечать свой день рождения с друзьями в бомбоубежище. Что-нибудь похожее у вас было?
– Эта война страшно закалила сербский народ. Люди стали очень дружны. Весь народ столкнулся перед такой бедой. Дошло до того, что в конце бомбежек люди настолько устали, что не хотели прятаться. Всем надоела такая война. Все хотели жить нормальной жизнью.

– На вашу футбольную карьеру война в Сербии каким образом повлияла?
– Мне как раз исполнялось 18 лет. Я уже начинал играть в основном составе ОФК (Белград). Эта война притормозила развитие моей карьеры.

– Как-то вы мне говорили, что Львов вам не нравится, потому что этот город напоминает вам города Австрии и Германии. Необычно слышать такое…
– Европейские города очень скучные. Все города, которые я прошел – Леверкузен, Роттердам, Ренн, Шарлеруа и так далее – какие-то однообразные. На этом фоне в лучшую сторону только Варшава выделяется. Львов очень схож по архитектуре на европейские города. Но это не означает, что Львов ужасный. Напротив, очень красивый город! Уверен, украинцы в восторге от Львова.

– Где вам в Украине больше всего по душе?
– После Крыма в Одессе!

– Но после карьеры обязательно вернетесь в родной Белград?
– Поживем-увидим. Если я не найду здесь устраивающую работу после футбола, конечно, вернусь в Белград. Но я постараюсь, как можно дольше играть в футболе, а потом еще попытаюсь найти работу в Украине, чтобы остаться здесь. Моя семья привыкла к Украине, нас всё устраивает здесь!