“После матча очень много звонило друзей, знакомых, журналистов. Интервью стали брать. Я тогда был самым популярным человеком в интернете”
– Ты помнишь момент, когда все начали о тебе говорить как о талантливом вратаре?
– Наверное, это был следующий день после игры с “Металлистом” в 2012 году. Это был мой дебют в Премьер-лиге. Я неплохо сыграл. Помню, что Соса тогда очень сильно выделялся. Мне казалось, что он везде был. На любой бровке, на острие. Всегда был с мячом и очень много бил. Хорошо, что пару раз промазал. После матча очень много звонило друзей, знакомых, журналистов. Интервью стали брать. Я тогда был самым популярным человеком в интернете, наверное. Приятные ощущения.
– Через год ты перешел в “Динамо” и на четыре года пропал из футбольных новостей. Почему так произошло?
– Что-то не так делал в своей жизни или, возможно, рано попал в такой большой клуб, как “Динамо”. Был не готов к такому шансу. Не соответствовал уровню команды. Что-то потерял в тот период, но что-то и приобрел. Что мы теряем самое бесценное, так это время. Его никак не вернуть. И для спортсмена это очень тяжело. Потом сложно наверстать упущенное.
– Почему в “Динамо” ты не сыграл ни одного матча и не сумел себя проявить?
– Мне не давали возможности проявить себя. Я даже на сборы не ездил с первой командой. Всё время аренда, аренда. То у меня мало игровой практики, то я ростом маленький, то еще что-то, то много вратарей, а потом сказали, что я не свой. У нас есть свои вратари, лучше иди в другую команду. С Игорем Суркисом поговорил, потом позвонил Юрию Вернидубу. “Готовы со мной работать? Есть ли шансы?” – “Есть, приезжай”. Я разорвал контракт и перешел в “Зарю”.
“Игорь Суркис сказал, что зимой Шовковский заканчивает карьеру футболиста, и мы с Ковалем будем конкурировать”
– Зачем было в 20 лет переходить в “Динамо”, практически не имея игровой практики в Премьер-лиге?
– У меня с детства была мечта играть в “Динамо” Киев. Андрей Шевченко был моим кумиром, и я видел себя только в этой команде. При встрече Игорь Суркис сказал, что зимой Шовковский заканчивает карьеру футболиста, и мы с Ковалем будем конкурировать.
– Наверное, похожие слова говорят всем новым вратарям “Динамо” последние лет десять…
– Возможно. Но тогда эти слова я принял очень серьезно. Дай Бог, чтобы Саша и дальше играл, желаю ему только хорошего. Я перешел в надежде, что хотя бы буду конкурировать. Но так мне и не дали шанса даже конкурировать с вратарями первой команды.
– Какую причину тебе озвучили?
– Сначала у меня было мало игровой практики. Я поехал в “Говерлу”. Мне обещали, что я буду играть, но меня не ставили в состав. Я пошел в “Олимпик” и снова не играл. Мне Санжар откровенно сказал: “Какой смысл мне тебя ставить на полгода, если у меня есть Махарадзе, который выводил команду в Премьер-лигу и у нас на контракте?”. Неприятно было и непонятно, но честно передо мной.
– А кто тебя приглашал в “Олимпик”?
– О моем переходе договаривались агенты, поэтому нюансов я не знаю. Факт – я не играл и в “Олимпике”. Решил ехать в Грузию. Там я постоянно играл, участвовал в квалификации Лиги чемпионов, все было нормально. Вернулся в “Динамо” с надеждой, но мне сказали: “Ты не подходишь по росту, у нас есть свои вратари-воспитанники”.
– Почему тогда тебя пригласили в “Динамо”?
– Михайлов сказал мне, что мой переход был инициирован Игорем Суркисом, а он лично не видел меня в обойме.
“Мне два года ничего не платили”
– Когда ты решил разорвать контракт с “Динамо”?
– Прошлой зимой. Я ездил по арендам, и в “Динамо” обещали, что будут доплачивать, но мне два года ничего не платили. Ни в “Говерле”, ни в “Олимпике”, ни в Грузии, где до сих пор так со мной и не рассчитались. Так что в “Динамо” меня деньгами не баловали. Я пошел в “Динамо” из-за детской мечты. У меня тогда были намного лучшие финансовые предложения, например, от “Днепра” Хуанде Рамоса, но я поехал в Киев. Добился своей мечты. Не так, конечно, я ее представлял, думал, что буду играть. Но произошло то, что произошло. Я честно выполнял свой контракт. Нужно было идти в аренду, пошел в аренду, надо было с “Динамо-2” тренироваться, я тренировался. Я все делал честно и могу любому тренеру посмотреть в глаза.
– Чтобы ты сейчас сделал по-другому в “Динамо”?
– Что можно сделать, когда тебе даже не дают шанса? Когда я разговаривал с Игорем Суркисом, то сказал ему: “Поставьте мне в контракте самую минимальную зарплату, но дайте шанс поехать на сборы, просто себя проявить. Если не подойду там, выгоните меня, сделайте зарплату самую минимальную, и я буду дальше отрабатывать свой контракт”. Но он сказал, что я на сборы не еду. Не знаю, с чем это связано. Кто так решил? Но это философия “Динамо”. Они сделали ставку на своих воспитанников. Со временем узнал, что, например, Рауль Рианчо тогда хотел взять меня на сборы с первой командой. Но не сложилось. Поэтому, мы решили с клубом разорвать контракт за два года до его окончания. Зачем мне было оставаться в “Динамо”? Опять поездить два года по арендам? Я не хотел. Я уже потерял два года.
– Как возник вариант с “Зарей”?
– Я позвонил Юрию Вернидубу. Помнил, что в 17 лет он хотел забрать меня к себе в “Зарю”. Когда мы виделись, он регулярно спрашивал, какую компенсацию “Динамо” хочет за меня. И так получилось, что я сам его набрал, спросил, есть ли у меня шанс работать с ними? Он сказал, что хочет меня видеть в команде, но в тот момент они должны были решить вопросы с Сантини. Через некоторое время “Заря” прекратила сотрудничество с Сантини, и я занял его место.
– Ты переходил в “Зарю”, хотя в ней играл Никита Шевченко – игрок сборной Украины. Не переживал, что можешь еще на некоторое время выпасть из игры?
– Я понимал, что мне нужно минимум полгода, чтобы на тренировках доказать свое место хотя бы в запасе. Никита – очень хороший мой друг. Он сказал мне, что до лета будет в “Заре”, а потом уйдет в “Шахтер”. Это была одна из главных причин, почему я выбрал “Зарю”.
– Что тебе сказал Юрий Вернидуб?
– Что это мой шанс. Держаться за него и не отдавать это место никому.
“Сейчас вратарь обязан играть ногами. Не должен, а обязан!”
– За последние несколько лет стало понятно, что вратарь должен хорошо играть ногами. Ты себя комфортно чувствуешь в игре низом с мячом?
– Сейчас вратарь обязан играть ногами. Не должен, а обязан! И если вратарь не играет, это минус один игрок на поле. Я комфортно чувствую себя в игре ногами. Даже очень. Главное, чтобы защитники открывались под меня. Если я вижу что некому дать, то выбиваю мяч. Сергей Ковалец в молодежной сборной просил играть ногами и катить своему. Я достаточно хорошо в ситуациях разбирался. Защитники знали, что когда идут в прессинг на меня, то нужно отскочить в стороны, чтобы у меня было 2-3 варианта, кому отдавать. Сейчас в “Заре” через меня много контроля мяча. Но нет определенной структуры, что мы обязаны через вратаря начинать атаки. Если есть возможность, нужно быстрее вводить мяч. Тем более у нас много быстрых игроков.
– Два пропущенных мяча в пяти матчах – хороший показатель. Как психологически прошли первые матчи?
– Я просто выходил и старался расслабиться, чтобы не перегореть. Это мое, я живу только футболом. Я отпустил все мысли и просто наслаждался игрой. У нас очень опытные защитники и с ними легко играть. Особенно, с Вячеславом Чечером. Ему даже подсказывать не надо, он сам знает, где и когда надо быть. Но сегодня защита начинается с нападающих, а это значит, что вся команда хорошо действует в обороне.