Сергей Рафаилов: “Успел сделать вывод, что по европейским меркам «Заря» очень маленький клуб”

РафаиловО еврокубковых делах «Зари» и подготовке к предстоящему матчу группового раунда Лиги Европы с «Манчестер Юнайтед» в эксклюзивном интервью рассказал ее генеральный директор.

– «Заря» уже не первый год участвует в розыгрыше Лиги Европы. Насколько богатым оказался опыт, приобретенный клубом за это время?
– Между участием в предварительном этапе и групповом турнире существует большая разница. Они несравнимы – как по уровню требований УЕФА, так и по уровню команд-соперниц.

Я уже успел сделать вывод, что по европейским меркам «Заря» очень маленький клуб. Если в работе по подготовке к матчу в Англии, Голландии и Турции принимают участие несколько сотен человек, то нам со штатом в два десятка людей делать это крайне сложно.

Но как бы тяжело не было, а нам все же удается достойно проводить матчи столь серьезного масштаба. Что касается игрового опыта, то узнав о результатах жеребьевки, наши футболисты находились в эйфории: как же – сыграть на одном поле с такими мастерами, как Ибрагимович, ван Перси, Руни! Это неоценимый опыт. Во всех отношениях – и в организационном, и в игровом.

Я вижу, что команда растет – в частности, в тактическом плане. Особенно если сравнивать с еврокубковыми матчами двухлетней давности, которые тогда были для «Зари» чем-то новым. И это заметно даже по поединкам внутреннего чемпионата. С соперниками по премьер-лиге наша команда старается играть первым номером.

УЛЫБКА В МОНАКО

– Нынешний розыгрыш Лиги Европы для «Зари» особенный – впервые в своей истории команда сыграла в групповой стадии турнира. Оглядываясь назад, не жалеете о неблагосклонности жребия?
– Нет, нисколько. Капитан нашей команды Никита Каменюка недавно мне сказал, что после поражений в матчах такого уровня мы становимся только сильнее.

– Результаты августовской жеребьевки группового этапа вы восприняли с улыбкой. Уж не о пророческом ли заявлении Юрия Вернидуба, выразившего надежду заполучить в соперники «Манчестер Юнайтед» на страницах «СЭ», подумали в тот момент?
– Нет. Дело в том, что первым, кто заявил о желании получить английский клуб в соперники, был как раз я. Об этом говорил еще задолго до жеребьевки. Называя других возможных соперников, ошибся лишь в «Фенербахче», полагая, что вместо него будет какой-то из итальянских клубов – предположительно «Интер». «Фейенорд» же среди прогнозируемых мною тоже значился. Вышло так, что большинство соперников по группе я угадал. А улыбка во время моего пребывания на процедуре жеребьевки в Монако, скорее всего, носила несколько нервный характер: мол, что же мы теперь будем делать? (Смеется).

– Не кажется ли вам, что помимо недостатка опыта еврокубковых встреч злую шутку с «Зарей» в ряде матчей сыграла короткая скамейка запасных и отсутствие везения?
– Конечно же, скамейка запасных – немаловажный фактор. Когда «Фенербахче» проиграл «Манчестер Юнайтед», его наставник Дик Адвокат сокрушался, мол, бюджет турецкого клуба в несколько раз меньше, чем у англичан. Мне тогда подумалось: а что бы голландец сказал, узнав, что бюджет «Зари» в сравнении с «Манчестер Юнайтед» вообще уступает в десятки раз. Если не в сто. Но ни Вернидуб, ни я не плачем. Понятно, если есть деньги, то и футболисты хорошего уровня будут. Но мы, к сожалению, не имеем возможности осуществлять трансферы высококлассных игроков. Вынуждены использовать тех футболистов, которые у нас есть.

В процессе участия «Зари» в групповом этапе Лиги Европы я подметил такую вещь: даже игроки «Фейенорда» все делают быстрее на какие-то доли секунды. А все потому, что их подготовка серьезным образом отличается от нашей. Во время пребывания в Голландии мне сказали, что в Роттердаме 150 футбольных полей, по 75 из которых натуральные и искусственные. Из них «Фейеноорду» и «Спарте» принадлежат по десять, все остальные – муниципальные. В Запорожье же, где сейчас базируется «Заря» (да и в Луганске тоже), всего 4 или 5 полей. На них тренируется только профессиональная команда, а дети играют чуть ли не на асфальте или булыжных мостовых. Это то, что касается скамейки запасных.

А насчет везения не могу не согласиться. Хотя в спорте давно бытует мнение, что везет сильнейшим. Я как-то высказывал главному тренеру свою обеспокоенность по поводу мячей, пропускаемых в компенсированное ко второму тайму время. Кстати, таких за несколько последних месяцев было семь. Видимо, это тот случай, когда сказывается отсутствие концентрации и опыта игр с большим эмоциональным накалом. Дома с «Фенербахче» пропустили совершенно необязательный мяч, а в Манчестере гол в наши ворота оказался делом случая, когда мяч срикошетил от Руни и опустился аккурат на голову высоченного Ибрагимовича. Стоявший рядом с ним Каменюка на сантиметров 25 ниже, поэтому помешать шведу использовать свой шанс не смог.

А еще была ошибка Сивакова в гостевом поединке с «Фейенордом», в результате которой мы проиграли. Чтобы потом не говорить о везении или невезении, футболистам нужно много работать и быть максимально сконцентрированными – от первой и до последней секунды матча.

АТЕИСТ, КРЕЩЕННЫЙ В ЦЕРКВИ

– Наверняка не ошибусь, если предположу, что главным по части невезения стал выездной матч двухлетней давности с этим же «Фейенордом». Мысли о том, что «Зарю» кто-то сглазил, с тех пор не возникало?
– (Улыбается). Нет. В отличие от Вячеслава Грозного или Виталия Квацяного, я не ищу объяснения своих неудач в каки-хто потусторонних проблемах. А матч в Роттердаме в сезоне-2014/15, когда мы сначала проигрывали 0:3, потом сравняли счет, а на последних секундах пропустили мяч, это не невезение. Это все то же отсутствие опыта. Помнится, после игры Малиновский в раздевалке плакал. Если бы он предполагал, что все так обернется, то не пытался бы сохранить мяч, а «вынес» его за трибуны. Схожие моменты были и в других матчах. Караваев и Паулиньо оплошали в соперничестве с тем же «Фенербахче». Все это фатальное для «Зари» стечение обстоятельств.

Я иногда говорю футболистам: «Фразы из категории «Я думал…» или «Я хотел…», которыми вы начинаете свои оправдания, вам как профессионалам не должны быть присущи. Ваша задача выполнять установку тренера. За это вы получаете деньги. Вот когда вы все выполните, а результата не будет – это другое дело». Так что, разговоры о невезении, наверное, больше относятся к экстрасенсам. В профессиональном же спорте такого понятия быть не должно. Нужно работать.

– Вы – верующий человек?
– Не могу сказать, что верующий. Как и не могу утверждать, что неверующий. Мне никто не доказал, что Бог есть, как никто не доказал, что его нет. Я воспитывался атеистом, был членом КПСС, но вместе с тем я не против церкви. Сам я крещенный, и детей своих, несмотря на времена коммунистического прошлого, тоже крестил. Не отношу себя к тем людям, которые стали посещать церковь, отдавая дань моде или же потому, что туда ходит президент. По воскресеньям в храме я не бываю, но при этом уверен, что в этом мире просто так ничего не возникло. Бог должен быть в душе у каждого, а твоя вера – это твои поступки. Если ты живешь в гармонии с самим собой и своими убеждениями, которые описаны в Библии, то может и не обязательно ходить в церковь. Главное – жить правильно.

– Подавляющее число футбольных людей верит в приметы. Вы из их числа?
– Нет. Но одна примета все же у меня есть – в день игры не бреюсь. Все остальное – в какой одежде был, с какой ноги встал, как подъехал автобус – не для меня. Однако ко всем людям, которые в приметы верят, отношусь с пониманием.

ПОЛЕЗНЫЕ УРОКИ МАНЧЕСТЕРА

– В нынешнем еврокубковом сезоне «Заря» не одержала ни одной победы. Может, пришла пора хлопнуть дверью в заключительной игре с «Манчестер Юнайтед»?
– (Смеется). Очень бы этого хотелось. Очень. Но учитывая турнирную ситуацию, сложившуюся в нашей группе (ни одна из трех первых команд еще не обеспечила себе выход в следующую стадию розыгрыша), нужно понимать, что англичане тоже настраиваются на серьезную борьбу. А их высказывания, что им якобы не интересна Лига Европы, не стоит воспринимать всерьез. Все это разговоры в пользу бедных. Лично я видел нервную ситуацию у Жозе Моуринью, когда в нашей первой игре с «Манчестер Юнайтед» что-то пошло не по его плану. Он подбегал к своим помощникам, импульсивно бросал написанные ими выкладки и очень резко высказывался.

Так что турнирный фактор все же имеет значение. И для «Манчестер Юнайтед», и для «Зари». Повторюсь: нам очень хотелось бы хлопнуть дверью, но я не могу гарантировать, что мы непременно это сделаем. Ведь уровень соперника достаточно высок. К тому же, у нас есть кадровые потери.

– Кто входит в этот список?
– Таких трое – недавно перенесший операцию Гордиенко, уехавший за рубеж для хирургического вмешательства Каменюка и дисквалифицированный Соболь. Надеюсь, что еще один наш игрок – Форстер, получивший повреждение колена в матче с «Карпатами», с англичанами сможет сыграть.

– Во время сентябрьского визита в гости к «Манчестер Юнайтед» у вас наверняка было, на что обратить внимание в системе организации работы легендарного клуба. Что взяли на вооружение?
– Однозначно на этот вопрос ответить сложно, так как все упирается в бюджет. Конечно же, мы не могли не отметить работу по обеспечению безопасности. В этом процессе у «Манчестер Юнайтед» задействовано огромное количество людей. Позаимствовать у англичан можно было бы особенности подготовки стюардов. Правда, этот вопрос требует серьезного подхода, ведь статус этих людей нужно определить также и на законодательном уровне. Ведь не совсем понятно, как им работать, когда они не защищены законом. Все остальное – вопрос денег. Больших денег.

В КОМПАНИИ С ЛЕГЕНДАМИ

– С живой легендой «Манчестер Юнайтед» Бобби Чарльтоном встречались?
– Да. Эта встреча была одной из самых запоминающихся во время поездки в Англию. Как и с другой, не менее известной личностью в истории куба – многолетним наставником Алексом Фергюсоном. Обычно когда речь заходит об англичанах, невольно возникает некий образ чопорного и невозмутимого человека. Несмотря на огромную разницу в классификации «Манчестер Юнайтед» и «Зари», в Англии встретили нас очень тепло. Англичане оказались весьма приветливыми и коммуникабельными людьми. Это как раз и можно сказать о Бобби Чарльтоне. Почтенного возраста легенда клуба находится в добром здравии и при ясном уме. Он интересовался делами «Зари» и жизнью в Украине, расспрашивал также, как нам удается существовать вдали от родного города.

– Известно, что Алекс Фергюсон являются большим поклонником вина. О виноделии в Украине он вас не расспрашивал?
– Расспрашивал. Он интересовался, есть ли хорошее вино в нашей стране. А еще сказал, что у него имеются виноградники в Южной Африке. Кстати, по рекомендации Фергюсона во время дружеского ланча представители обоих клубов имели возможность отведать красное «Бордо». Хорошее вино. Это один из его любимых сортов.

– Какое впечатление произвел на вас рекордсмен по количеству титулов на тренерском посту в английском футболе?
– Сэр Алекс Фергюсон – человек с юмором, улыбчивый. Когда я ему сказал, каким представлял англичан, он ответил: «Правильно ты их представлял! А вот мы, шотландцы, другие – доброжелательные и с чувством юмора». О широте души Фергюсона, как шотландца, я имел возможность сделать вывод на таком примере. В тот день прилетала его тетя, которая, по словам сэра Алекса, когда-то эмигрировала из Англии в Канаду. Тем не менее, он нашел время прийти на этот ланч, чтобы пообщаться с нами, сфотографироваться.

– Вы уже подготовили то, чем могли бы удивить Фергюсона?
– К сожалению, в Одессу ни он, ни Бобби Чарльтон не приедут. Так что подарок передадим ему через работников «Манчестер Юнайтед».

– Это случайно не вино из шабских подвалов на Одесщине?
– Нет. Подарок достойный, но это не вино. Хотя мы пытались найти изысканные сорта и на Одесщине, и в Западной Украине – в районе Ужгорода. Но нам сказали, что там молодые вина. Как оказалось, нет у нас такого напитка, чтобы можно было им такого ценителя, как Фергюсон, удивить.

КТО ВОЗЬМЕТ БИЛЕТОВ ПАЧКУ…

– Говорят, билеты на домашний матч «Зари» с «Манчестер Юнайтед» стали проблемой чуть ли не месяц назад. Когда вы узнали, что их в продаже уже не осталось?
– Незадолго до поединка в Стамбуле с «Фенербахче». В двадцатых числах ноября нам уже стало понятно, что в продаже билетов на одесский матч не будет. Дело в том, что еще перед нашим первым матчем в групповом раунде Лиги Европы мы продавали билеты пакетами сразу на три домашних игры. Их было выпущено восемь тысяч. Еще семь поступило в свободную продажу перед вторым поединком в Одессе – с «Фейеноордом».

– Насколько известно, перед матчем с голландцами в продаже появились и фальшивые билеты. Может ли повториться ситуация и с «тикетами» на поединок «Заря» – «Манчестер Юнайтед»?
– Этого исключать нельзя. О существовании фальшивых билетов мы знаем, и это для нас, как и для работников стадиона, является большой головной болью. По этому поводу мы встречались с полицией и соответствующими структурами на протяжении двух дней кряду, разрабатывая меры по пресечению попадания фальшивок в руки доверчивым болельщикам. Накануне директор одесского стадиона выступал по местному телевидению, а мы сообщали любителям футбола о возможных подделках в социальных сетях. И предупреждали, чтобы они ни в коем случае не покупали билеты с рук, а приобретенные в кассах не выставляли в тех же соцсетях с целью избежать копирования.

Но к сожалению, фальшивые билеты есть, и желающим попасть на матч нужно быть бдительными.

– Много ли личных обращений было к вам с просьбой достать лишний билетик на матч «Заря» – «Манчестер Юнайтед»?
– Лично ко мне обращаться по этому поводу бесполезно, и многие об этом знают. Ну, может три-четыре просьбы все же было. В большей мере с вопросом о билетах обращаются к президенту нашего клуба. А вот коллективные заявки от разных организаций поступали. Приятно осознавать, что поддержать «Зарю» намерено столько людей!

www.sport-express.ua