Юрий Вернидуб: «Не может быть такого, что в стране бардак, а футбол растет и растет»

ВернидубГлавный тренер Зари Юрий Вернидуб в интервью Sport Arena подытожил первую часть сезона в исполнении Зари, нашел позитив в нынешнем уровне УПЛ и рассказал о сложностях, которые преодолевает его команда на пути к медалям чемпионата.

«Все, что говорят о самоуверенности Моуриньо, — неправда»

— В конце футбольного года ФФУ наградила вас званием «Лучший тренер года». На ваш взгляд, благодаря чему вам удалось завоевать такую награду?
— Я очень рад такому достижению и хотел бы выразить благодарность тем, кто проголосовал за меня. Прекрасно понимаю, что у меня были сильные конкуренты в лице Паулу Фонсеки и Сергея Реброва. Возможно, они больше заслуживали этой награды, но выбор пал на меня. Понятно, что это звание дорогого стоит. Теперь придется в два раза больше работать, чтобы доказывать не случайность этой награды.

— Получается, что специалисты довольны тем, как Заря провела этот год. А вы?
— Для Зари год был очень тяжелым. Наш клуб вместе с Шахтером и Олимпиком находится в неравных с другими командами условиях, потому что все играют дома при поддержке своих болельщиков. Нам в этом плане тяжелее. На команду давит груз той ситуации, которая происходит в Украине. Ребята уже привыкли к этому, но хочется все-таки играть дома.

Очень приятно, что у нас появляются болельщики, которые поддерживают Зарю вдали от дома. Поэтому мы не имеем права выступать по-другому. Хотя были и успешные отрезки сезона, и не очень. Но все мы – живые люди, и где-то нам не хватило сил, могли выступить и лучше. Особенно в последний месяц, когда потеряли много очков.

Но самое важное, что мы удержались на третьем месте, хотя и растеряли ранее добытое преимущество. Но пять очков — тоже хорошая разница. Так что вся борьба еще впереди. Нужно сделать все, чтобы занять место в призерах.

— Шахтер и Олимпик стараются найти свою фанатскую базу: первые ездят по разным городам, а вторые играют в Сумах. Смотря на тот факт, что в Запорожье на матчи Зари ходит мало болельщиков, в клубе не думали о переезде в другой город?
— Заря уже третий год в Запорожье, и мы понимаем, что очень мало людей ходит на наши игры. Но мы ведь не такой клуб как Шахтер, чтобы постоянно переезжать. Надо исходить из того, какие финансовые возможности есть у клуба. Здорово, что у нас появились поля для тренировок, которых не было раньше. Да и Славутич-Арена достаточно комфортный стадион. Поэтому, как говорится, от добра добра не ищут.

Если же говорить об Олимпике, то не думаю, что они бы переехали в Сумы, если б не было проблем со стадионом в Киеве. Им просто некуда было деваться.

— В начале сезона Заре удавалось достаточно удачно играть на два фронта. Под конец года у вашей команды появились определенные проблемы. С чем их связываете?
— Накопление усталости, много психологических эмоций… Нам сложно играть на два фронта, ведь нет глубины состава, нет на каждую позицию по два равноценных футболиста. Поэтому получилось, что в конце ребята подсели, и начались травмы. К тому же парни и в сборную ездили.

Для нас потеря одного футболиста – уже большущая проблема. Мы разговаривали на эту тему и с президентом, и с генеральным директором. Может, в зимнее межсезонье и усилимся, чтобы не повторять прошлые ошибки.

— Во всех матчах Лиги Европы Заря хорошо смотрелась, но для чего-то большего, чем два очка, не хватило…
— Прежде всего, нам нужно решить проблему с центральным нападающим. Мы очень много искали и пробовали на этой позиции разных игроков: и Кулача, и Бонавентуре, и Паулиньо, и Безбородько. Но оптимального варианта еще так и не нашли. Вторая причина в том, что многие команды уже со всем другим отношением выходили играть с Зарей. Но кто бы что ни говорил, я скажу, что мы не провалили в этом турнире ни одной игры, учитывая состав нашей группы.

«Доброжелатели» говорили, что мы будем проигрывать и по 0:5, и по 0:6, но этого не было. Мы проигрывали, но навязывали игру противникам. Много моментов не реализовали, где-то судейские ошибки сказались. Все это в совокупности и дало такой результат.

— Какой самый главный вывод делаете из этой Лиги Европы? На какие грабли нельзя наступать, если попадете в этот турнир еще раз?
— Сначала нужно стремиться к тому, чтобы достать путевку в группу ЛЕ. Это неоценимый опыт, как для футболистов, так и для всего тренерского штаба. Если попадем в Лигу Европы, то нужно постараться, как минимум выйти из группы.

— Что вам больше всего запомнилось в этой Лиги Европы?
— Игра в Манчестере. Мы проиграли 0:1, но ребята выступили очень достойно. Сыграть успешно против соперника такого уровня – много стоит. И очень приятно, что мы не уступили МЮ ни в одном компоненте.

— Какое впечатление на вас произвел Жозе Моуриньо? Говорят, что он достаточно самоуверенный…
— Все, что о нем говорят, неправда. Моуриньо – очень культурный человек. Не сказал бы, что у него большее самомнение. Взять даже то отношения, которое он проявил в Одессе к мальчишкам: всем и руку пожал, и сфотографировался, и дал автограф. У него сейчас не самый лучший период в карьере, ведь МЮ не показывает тот футбол, который бы хотелось тренеру. Но, думаю, это все дело времени.

«В таком количестве, как раньше, мы арендовать футболистов не будем»

— Если говорить о комплектации Зари, то какие позиции, кроме центрфорварда, считаете проблемными?
— Таких немало. Центральная зона обороны, к примеру. Когда появились травмы у Сивакова и Форстера, то начались настоящие проблемы. Поэтому хотелось бы еще одного футболиста на эту позицию. Тоже нужно усилить фланги полузащиты, ведь Караваеву и Петряку, по сути, нет альтернативы.

— Как обстоят дела с поиском центрфорварда? Уже есть кто-то на карандаше?
— Очень много есть наметок. Главное, чтобы они воплотились в жизнь. Не хочу говорить наперед, но будем делать все, чтобы у нас появился квалифицированный нападающий.

— Почему решили подписать Руслана Бабенко?
— Я этого футболиста хотел еще полтора года назад. Считаю его очень хорошим игроком центра поля. Его желание и квалификация меня полностью устраивают.

— Команду уже оставили Квасов и Ткачук. Почему они вам не подошли?
— Квасов не выдержал конкуренции с теми нападающими, которые были у нас. Что касается Ткачука, то он — хороший защитник, но мне хотелось бы от него еще большего.

— Есть ли еще футболисты, которые уйдут из Зари зимой?
— Заканчивается контракт у Ярмаша. Думаю, мы его еще продлим, а, возможно, переговорим и предложим ему работу одним из тренеров в нашем клубе. Если он согласится, то я буду только рад.

— Чем ближе к открытию трансферного окна, тем больше интересов и слухов возникает вокруг Рафаэля Форстера. Не боитесь, что Форстера заберут, и центр защиты еще больше обмелеет?
— Очень много разговоров по этому поводу, но конкретики по трансферу Форстера я пока не видел. Чтобы что-то говорить, нужно иметь официальные запросы в наш клуб. Я же их не видел. Так что Рафаэль уехал в отпуск, оставаясь игроком Зари.

— Арендованные у Шахтера футболисты останутся в Заре до конца сезона или все-таки уйдут зимой?
— Насколько я знаю, у ребят контракт с Зарей до окончания чемпионата. Что же касается зимы, то я не знаю, как себя поведут главный тренер, генеральный директор и президент Шахтера. Мне сложно ответить на этот вопрос.

— После конфликта, который возник по поводу арендованных футболистов, будете еще брать игроков в Шахтера?
— Не хочу опережать события, нужно дождаться окончания чемпионата. Но могу сказать однозначно – в таком количестве, как раньше, мы арендовать футболистов не будем. Если и брать, то точечно и немного.

— В составе Зари есть футболисты, которые готовы прямо сейчас играть за топ-клуб?
— Если главный тренер Шахтера изъявляет желания вернуть футболистов, и вернуть их непосредственно в Шахтер, то это о чем-то говорит. Если их возвращать только для того, чтобы навредить Заре… Думаю, каждый из моих ребят заслуживает внимания и, если появится достойное предложение, то я буду только рад этому.

«Очень много сложностей, трудностей, но ребята все понимают и не «бузят»

— Заря проведет зимой два сбора в Турции. В это же время хочет провести тренировочный сбор главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко. Как вы к этому относитесь, и можно ли найти компромисс в этом вопросе?
— Мы хорошо пообщались с Андреем Николаевичем, и он сам же отказался от своего предложение по сбору в этом году. В дальнейшем же все тренера клубов должны помогать Шевченко. Можно составить календарь так, чтобы найти неделю, во время которой свой сбор может провести и национальная команда.

— Если оценивать уровень нынешнего чемпионата, то в нем можно расти как тренер?
— Сложно судить. Для меня, например, этот чемпионат даже интереснее предыдущего. Особенно после того, как изменили формат. Понятно, что уровень упал – раньше была много хороших легионеров, в стране не было войны, был экономический подъем. Сейчас не может быть такого, что в стране бардак, а футбол растет и растет. Но мы должны быть готовы ко всему. Дай Бог, чтобы в стране все было хорошо и, прежде всего, закончилась эта война. Тогда все будет нормально.

— В этом чемпионате есть другой позитив, кроме появления множества молодежи и неактуальности лимита на легионеров?
— Это самый важный позитив. Молодые игроки должны понимать – если им доверяют, то нужно постоянно расти профессионально. Это огромный плюс для сборной Украины. Уверен, что в национальной команде будет появляться много талантливых парней.

Что же касается легионеров, то в любом сильном чемпионате много сильных иностранцев. Без них, как бы мы не хотели, невозможно обойтись. Но если брать «абы кого», то так нельзя. Если и приглашать легионера, то он должен быть сильнее нашего футболиста.

— Заря не может играть на родном стадионе, с команды постоянно уходят лидеры. Насколько комфортно вам работать в таких условиях?
— Как может быть комфортно, когда команда третий год играет не в своем городе? Как может быть комфортно, когда каждый день у тебя одна головная боль – найти поле, чтобы потренироваться? Только последние полгода с этим все нормально. Конечно, у нас очень много сложностей и трудностей. Самое главное, что мы выживаем в этой ситуации, при этом показывая неплохой футбол.

Также радует, что ребята все понимают и не «бузят», наоборот, становясь сильнее духом. Ситуация очень сложная, но лучше так работать, чем сидеть дома и ничем не заниматься. Поэтому не скажу, что мне очень комфортно. Но здорово, что есть хорошая работа, которая приносит мне удовольствие.

— У вас нет желания сменить место работы? Или вы связываете свое ближайшее будущее исключительно с Зарей?
— По этому поводу нет никакой конкретики. Если и хочется что-то поменять, то действительно на стоящее и хорошее. А если менять ради «менять», то я не вижу в этом смысла. В Заре я очень многое прошел, знаю каждого из ребят и отношение руководителей. У меня контракт до лета 2018 года, и я буду его честно отрабатывать. Хочу, чтобы Заря не опускала свою планку, а продолжала находиться вверху турнирной таблицы.

— Какая цель стоит перед Зарей на вторую половину сезона – закрепиться на третьем месте или все-таки побороться за второе?
— Не буду лукавить – хочется занять место повыше. Если появляется такой шанс, то почему бы и нет? А что будет в конечном итоге, смогу сказать только после завершения чемпионата. Я не сторонник прогнозов, будем идти к своей цели шаг за шагом.