Руслан Бабенко: “Я готов к конкуренции и с удовольствием буду доказывать свое право выходить на поле”

БабенкоУкраинский полузащитник Руслан Бабенко рассказал Sport Arena о своем периоде в норвежском Буде-Глимт, жизни в холодной Скандинавии и возвращении в Украину в стан Зари.

«В Норвегии я не то, что не забивал, а фактически даже по воротам не бил»

— Буде-Глимт по итогам прошлого сезона покинул норвежскую Премьер-лигу, заняв предпоследнее место. В этом свете расставание с клубом было неизбежным?
— О том, что расставание с клубом неизбежно, стало понятно еще в августе. Первая половина сезона была нормальной, Буде-Глимт шел в середине турнирной таблицы, набирал очки, а я более-менее стабильно играл. Но затем последовала трехнедельная пауза на Евро-2016. Когда же чемпионат возобновился, то что-то пошло не так хорошо.

Позже у меня состоялся разговор с главным тренером, и я объяснил ему, что хочу вернуться домой, в Украину. Никаких возражений с его стороны не последовало, и мы спокойно договорились, что я смогу покинуть коллектив по завершении сезона.

— В Норвегии чего-то не хватало для продолжения успешных выступлений?
— Чувствовалось, что менталитет у нас разный, общения не хватало. А так – ко всему можно привыкнуть.

— В Буде-Глимт вам не предлагали досрочно покинуть Норвегию?
— Нет. Клуб добросовестно выполнял взятые на себя обязательства по контракту. К тому же почти сразу после разговора с тренером я получил травму, повредив сухожилие у пятки, и выбыл из строя почти на два месяца.

— Концовку чемпионата Буде-Глимт полностью завалил, потерпев 6 поражений в семи последних поединках. Тренер даже в такой ситуации не ставил вас в составе из-за последствий травмы?
— В Буде-Глимт в перспективе на меня уже не рассчитывали, и наставник ставил на игры молодых ребят. Впрочем, о вылете из Премьер-лиги Норвегии в команде никто даже не думал.

— Что, на ваш взгляд, погубило Буде-Глимт?
— Были определенные причины. Но смысл о них сейчас вспоминать, если уже ничего не вернуть.

— Вы провели за сезон 19 матчей за Буде-Глимт, не забивая мячей. На ваш взгляд, это скромные или нормальные показатели?
— Скромные, но практически все игры я играл на позиции чистого опорника, а передо мной было два инсайда. Я должен был страховать партнеров, а не мячи забивать. Поэтому, я не то, что не забивал, я и по воротам практически не бил! Если посмотреть на звезды мировой величины, таких, как Бускетс или Кроос, то они тоже практически не забивают, играя на этой позиции. Я надеялся, что команда заработает пенальти, и мне дадут возможность его исполнить. Может, тогда бы и забил.

Возможно, с футбольной точки зрения я и не могу быть довольным, как провел год в Норвегии. Однако там я получил большой опыт вообще. В этом есть свои немалые плюсы.

— На игроков каких именно амплуа в Норвегии наибольший спрос?
— Следят там за всеми. Но в большей мере обращают внимание на игроков атаки. Кто-то забивает 5-6 мячей, то в клуб сразу же поступают на него предложения. В Буде-Глимт играл серб Милан Евтович – он смог проявить себя, забил 6 мячей в первой части чемпионата, и его сразу купил турецкий Антальяспор. Правда, на днях он вернулся в Норвегию – его арендовал Русенборг.

— А как вам сам норвежский чемпионат?
— В целом, Норвегия приятно порадовала. Стадионы небольшие и аккуратные. Народ на матчи ходит активно, и что немаловажно – они умеют болеть. Я бы сказал, что болеют там, как в Англии, только в меньшем формате. Конечно же, чемпионат Норвегии нельзя сравнить с УПЛ, который был еще года тому назад. Но нынешней украинской Премьер-лиге он ничем не уступает.

— Сильно ли специфический чемпионат Норвегии?
— Однозначно, да. В Норвегии команды, даже ведя в счете 3:0, будут атаковать и рваться в атаку, чтобы забить еще. Поэтому, такой перевес – это еще не гарантия итоговой победы. Это у нас отдельные коллективы, забив мяч и поведя в счете, затем могут опустить ниже линии мяча сразу 10 игроков и обороняться до самого финального свистка. В Норвегии такого нет. Там до последнего бегут вперед, и при 0:3 можно еще не только счет сравнять, а и победить. Об обороне там практически не задумываются, думают больше об атаке.

— Зато такой футбол радует зрителей обилием забитых мячей.
— Да, согласен.

— Вы стали первооткрывателем чемпионата Норвегии среди украинских футболистов. В разгар сезона в Буде-Глимт к вам присоединился Сергей Погорелый, вместе с которым вы покинули команду. Что вы посоветовали бы соотечественникам, которые будут стоять перед выбором продолжения карьеры в Норвегии?
— Конечно, нужно знать английский язык. И сразу проявлять себя как можно лучше, чтобы не тратить много времени на адаптацию. Там долго никто не будет ждать, пока ты проявишь себя.

«В Скандинавии совершенно иное мировоззрение, иные ценности. Норвежцы не беспокоятся о завтрашнем дне, они в нем уверены на все 100 и поэтому живут исключительно в свое удовольствие»

— Судя по всему, прожив год в Норвегии и «поварившись» в ее Премьер-лиге, вы получили хороший не только игровой, а и жизненный опыт?
— Я получил там огромнейший опыт. Мне 24 года, я очень хотел поехать заграницу, чтобы изнутри познакомиться и с жизнью там, и с требованиями, которые существуют в европейских клубах. Мне было это интересно, поэтому я и воспользовался шансом, когда получил приглашение от Буде-Глимт. В Норвегии я провел один сезон, но все нюансы и жизни, и футбола понял и прочувствовал в полном объеме.

Со многими из клуба я остался в хороших отношениях. Пожелал им выиграть национальный Кубок в ближайшие два года (в этом году мы дошли до полуфинала, но там проиграли Русенборгу) и, конечно же, сразу вернуться в элиту. Они мне тоже пожелали удачи. Сказали, что будут обращаться за советом, если найдут для клуба украинских футболистов.

— Чем запомнилась жизнь в Норвегии в первую очередь?
— Норвегия запомнилась нереально красивой природой. В выходные дни мне с женой удалось побывать в таких изумительных по своей красоте местах, которые, казалось бы, существуют только на картинках. Также в Норвегии уровень жизни высочайший – там люди не выживают, а просто живут в свое удовольствие.

— Были ли неприятные ситуации из-за того, что вы в Норвегии считались иностранцем?
— Не было, ни одной. Норвегия – законопослушная страна. Я жил в съемной половине дома, а вторую половину дома занимала обычная норвежская семья. Мы пересекались и общались как соседи, не более. Однажды они уехали в Испанию на отдых более чем на неделю, и все оставили совершенно без присмотра. Мы, когда узнали об этом уже по их приезду, были сильно удивлены. У них даже не было мыслей, что кто-то может позариться на их имущество и жилье, пока они будут отсутствовать.

Там совершенно иное мировоззрение, иные ценности. Норвежцы не беспокоятся о завтрашнем дне, они в нем уверены на все 100 и поэтому живут исключительно в свое удовольствие. Возможно, именно поэтому они такие, мягко говоря, сильно размеренные и неспешные.

— А климат норвежский давил?
— Не могу сказать, что сильно, но в чем-то он все же сказывался. К счастью, мы уже покинули Норвегию, когда в декабре там началась полярная ночь. Я себе такого просто не представляю – все время темно! Как-то жутковато. Зато летом там были белые ночи. В чем-то они тоже были необычны.

«В раздевалке Зари жизнь буквально кипит – есть какие-то подколы, шутки, коллектив отличный. Этого в Норвегии очень не хватало»

— У вас не было вариантов продлить свое пребывание в Норвегии, поменяв, скажем, Буде-Глимт на какой-то более солидный по европейским меркам клуб?
— Были варианты переехать в Швецию и в Польшу. Предложения были от середняков этих чемпионатов. Но я на тот момент уже нацелился на переход в Зарю и, несмотря на то, что от шведов было более выгодное с финансовой точки зрение предложение, ничего менять не стал. Я становился игроков Зари, которая находится в лидерах чемпионата Украины и в последние годы стабильно играет в еврокубках. Уверен, это хороший выбор, и в профессиональном плане выступление за команду Юрия Вернидуба окажется для меня очень полезным.

— Знаю, что с Зарей вы какое-то время тренировались еще в концовке первой части текущего сезона. Атмосферу команды уже успели прочувствовать?
— Да. После Норвегии много времени для этого не понадобилось. В раздевалке Зари жизнь буквально кипит – есть какие-то подколы, шутки, коллектив отличный. Этого в Норвегии очень не хватало.

— Юрий Вернидуб уже признавался, что сильно рассчитывают на вас в центре полузащиты. Такое доверие тренера не давит?
— Нет, ничуть. В Заре я встретил много знакомых ребят, с которыми ранее уже пересекался. О хорошем коллективе внутри команды я уже говорил. Мне кажется, именно благодаря своему коллективному духу Заря успешно выступает в чемпионате Украины, а осенью демонстрировала хороший футбол и в группе Лиги Европы. Я прекрасно понимаю, что за позицию на поле у меня будет сильная конкуренция. Но я готов к ней и с удовольствием буду доказывать свое право выходить на поле.

Для меня немаловажно и то, что Заря базируется сейчас в Запорожье. Я родом из Днепра, а от него до Запорожья буквально рукой подать. Можно сказать, буду играть практически дома.

— Заря идет на третьем месте в УПЛ, имея отставание в 3 очка от Динамо. В квалификации Лиги чемпионов сыграть хотелось бы?
— Конечно же, хочется. Но вся борьба еще впереди. Думаю, вторая часть чемпионата будет очень интересной. За три недели, что я провел в Заре, видно, что настрой у всех максимальный. Могу сказать, что эта команда живет одной общей целью.

— Сильно ли ослабит Зарю уход Александра Караваева?
— Посмотрим. Для самого Саши переход в Фенербахче – большой шанс в карьере. Верю, что он им воспользуется, станет еще сильнее и продолжит в профессиональном плане двигаться только вперед. Он был ключевым исполнителем команды, поэтому без него будет непросто. Но Зарю в последние годы стабильно покидает кто-то из ключевых игроков, а тренерский штаб команды все равно находит достойные замены ушедшим. Поэтому не сомневаюсь в том, что и уход Караваева будет как-то восполнен.