Экс-тренер “Зари” по физподготовке: “Зимняя пауза сейчас для “Зари” очень некстати”

Для Игоря Касьяненко декабрь месяц стал завершением не только календарного года, но и работы тренером по физподготовке в луганской “Заре”. Родному клубу специалист отдал целых 8 лет, из них 2 года – детско-юношеской академии луганчан. Но жизнь вносит свои коррективы в виде нового этапа, новых вызовов.
О некоторых особенностях своей работы Игорь Касьяненко рассказал в интервью корреспонденту Footboom.

– Это было очень непростое решение. Но посоветовавшись с семьей, пришли к выводу, что так на данный момент будет правильно, надо двигаться и развиваться дальше. Вместе с тем, не исключаю, что в будущем еще поработаю с “Зарей”.

– Немного, наверное, больной вопрос, но если бы все в стране было тихо-мирно и “Заря” продолжала бы оставаться в Луганске, решились бы на такой шаг?
– История не знает сослагательных наклонений, но быть в родном городе, родной стихии, со своими болельщиками – это как-то ближе к сердцу. Да, в Запорожье зрители ходят на наши матчи, но в Луганске это количество было бы в три, в четыре, а то и более раз выше. И этого, конечно, не хватает.

– Дальнейшая трудовая деятельность будет связана с футболом?
– Надеюсь, что да. Есть один хороший вариант с командой приличного уровня, она в числе топовых в своем чемпионате. Где именно – говорить пока не хочу, озвучить смогу тогда, когда уже будет подписан контракт.

– Насколько переезд в Запорожье повлиял на особенности физподготовки футболистов, то есть, на Вашу работу?
– Однозначно повлиял. Ведь в Луганске, несмотря на вышеуказанные моральные плюсы, минус состоял в другом. У нас были два тренировочных поля, которые очень далеко находились друг от друга, соответственно, много времени уходило на то, чтобы добираться туда-обратно, тренажерный зал также приходилось арендовать. Здесь же, когда руководство клуба договорилось с представителями городской власти, у нас появилась шикарная база со всем необходимым. Естественно, это отразилось на физическом состоянии игроков, ведь не надо после тренировки еще около часа трястись в автобусе, а потом еще дорабатывать в “тренажерке”, затем ехать в другую часть города на реабилитацию.

В Запорожье все в пределах одной территории, и это очень большая удача. Ведь я считаю, что очень много наш футбол потерял, в том числе, из-за того, что после событий 2014 года многие команды лишились своих тренировочных баз, то есть, полноценной инфраструктуры. Тот же “Шахтер” только сейчас начинает становиться на относительно устойчивые инфраструктурные рельсы, обзаводясь тренажерными залами, залами для физиопроцедур. Другой пример – судьба того же донецкого “Металлурга”, других клубов. В общем, многое потеряли.

– Нынешняя нестабильность “Зари” как-то связана с перечисленными проблемами?
– На мой взгляд, здесь в большей степени свою роль играет необходимость постоянной ротации, ведь клуб живет за счет продажи игроков, соответственно, нет стабильного состава. Что немаловажно, мы ведь видим, как благодаря сыгранности состава “Ворскла” в прошлом сезоне сумела совершить скачок вверх и взять “бронзу”. И какие результаты, по причине той же кадровой стабильности, сейчас демонстрирует “Александрия”.

Сыгранность состава – вещь немаловажная, в том числе с позиции физподготовки. Ведь футболист, когда приходит в клуб, не сразу может приспособиться к тем функциональным нагрузкам, которые от него требует тренерский штаб, любому игроку надо время, чтобы научиться их выдерживать. А для этого занятия по физподготовке должны проходить без спешки, по индивидуально спланированной для каждого системе. Вот и получается, что пока игроки втягиваются, команда теряет очки. Нынешний сезон – тому пример, я полностью согласен с Женей Опанасенко, который в своем недавнем интервью сказал, что зимняя пауза сейчас для “Зари” очень некстати – команда набрала хорошую форму, вошла в нужный ритм и, соответственно, стала набирать очки.

– Сильно отличается работа с украинскими футболистами от работы с легионерами, теми же бразильцами?
– Знаете, здесь нет каких-либо шаблонов, люди везде разные. Есть бразильцы, которые приходят и начинают работать больше, чем украинцы, а есть среди тех же бразильцев такие, которые действуют по принципу, мол, я здесь буду крутить-финтить с мячом, а остальные пусть за меня бегают. Если посмотреть на статистику топ-бразильцев чемпионата Украины, то они все выходили на новый уровень после того, как прибавляли функционально, ну и, соответственно, тактически – те же Дуглас Коста, Алекс Тейшейра, Виллиан.

– Насколько ошутимой бывает у игроков “ломка” в связи с попаданием в новые для себя условия, в том числе климатические?
– Климат влияет на игроков очень сильно первые полгода, потом привыкают. В остальном все обычно – беседы, разъяснения. В “Заре”, слава Богу, есть такой человек, как Максим Евстигнеев – массажист, который ко всему еще и владеет португальским, общение с бразильцами – его заслуга, он переводит все пожелания и указания тренеров. Общаться, разговаривать с игроками – это ключ к успеху. А стояние с кнутом ничего не даст. Адаптация – процесс не быстрый, на все нужно время.

– Много приходится слышать о проблеме лишнего веса у игроков, особенно после отпуска…
– В “Заре” ежедневный контроль веса, плюс два раза в неделю с помощью спецаппаратуры проверяется жирность. Как правило, серьезных проблем не возникает, ведь все игроки знают, что за это предусмотрены большие штрафы. Конкретную сумму не назову, все-таки информация конфиденциальная, но можете не сомневаться – цифры ощутимые. Да и какие бы они ни были, никому из футболистов не хочется быть оштрафованным, условно, даже на один доллар, ведь это удар по его имиджу, даже если об этом будет знать только он и тренер, который его оштрафовал. В любом случае, у игрока после возвращения из отпуска есть два-три дня для того, чтобы привести свой вес в норму.

Читал, что не во всех командах практикуется каждодневный контроль веса, но в “Заре” выбрали именно этот путь по одной простой причине – далеко не все футблисты умеют правильно питаться, контролировать себя многие еще пока не научились. В этом, собственно, и отличие между нашими игроками и футболистами из топ-чемпионатов – последние умеют себя контролировать. Причина здесь, скорее, в организации рабочего процесса. Там игрок приезжает на базу, как на работу, находится там весь рабочий день, в течение которого два раза питается, руководство полностью контролирует его распорядок, все действия.

У нас это, к сожалению, невозможно по причине того, что это очень затратно. Вот и получается, что мы совершенно не знаем, что игрок позавтракал перед тренировкой, чем он будет питаться после тренировки. Контролировать себя умеют единицы, и то, как правило, те, кто поиграл в загранчемпионатах – те же Дмитрий Хомченовский, Виталий Вернидуб. Думаю, это обстоятельство, в том числе, позволило им выйти на совершенно иной игровой уровень.

– Есть что-то такое, что вообще противопоказано либо крайне нежелательно кушать футболисту?
– Опять же, каких-либо штампов нет, все индивидуально. Есть врач-диетолог, который определяет, что кому можно либо нельзя в зависимости от индивидуальных особенностей организма. А там уже зависит от самого футболиста – если он профессионал и хочет чего-то достичь, то не станет эти рекомендации игнорировать. Могу привести пример Тони Шунича (выступал в “Заре” в 2012-2014 годах – Прим.), у которого были серьезные проблемы с лишним весом. Он сдал кровь, сходил к диетологу, который ему расписал необходимый рацион. В результате за очень короткое время он сбросил около трех килограммов. Я до сих пор с ним общаюсь, он в очень хорошей физической форме и до сих пор держит этот вес, один из лидеров сборной Боснии и Герцеговины.

– Не бывало так, что приходилось восстанавливать новичков, которые, попав в наши края, по неопытности “отрывались”, а на следующий день приходили на тренировку в не самых лучших кондициях?
– Инцидентов с алкоголем я даже не припомню. В “Заре” (хотя уверен, что не только у нас, в других клубах тоже) если игрок на таком попадется, то разговор короткий – сразу в дубль, а оттуда потом попробуй выберись. Причем никто не устраивал бы никаких истерик, все просто – доктор говорит тренеру, тот снимает игрока с тренировки и отправляет домой. Игрок, естественно, получает свой штраф, а потом уже решают, что с ним делать.

У нас футболисты-профессионалы и они полностью осознают все возможные для таких инцидентов последствия. А что касается отпуска, то каждый игрок в это время имеет право на свою жизнь, а кто как себя контролирует и кто что себе позволяет – это уже зависит от каждого, от его уровня самодисциплины. Каждый имеет право отдыхать и контролировать этот процесс нереально. Если кто-то скажет, что он это делает – я бы хотел посмотреть, как у него это получается (смеется).

В любом случае, чтобы привести себя в нужное функциональное состояние, нужно две недели. А у нас сборы бывают и по полтора месяца. Так что проблем здесь не вижу никаких.

– Ну и в завершении, что пожелали бы читателям в наступающем Новом году?
– Провести праздник с семьей, позвонить всем родным, близким. Ну а самое главное – мира и спокойствия нашей стране

www.footboom.com