Ход с козырей. Виктор Скрипник – в “Заре” и наследие Вернидуба

Если воспринимать процесс переговоров с Виктором Скрипником за футбольный матч, то “Заря” сыграла от ножа: агрессивно, уверенно в себе, без ошибок и сомнений. Это была идеальная работа: информация в прессу не просачивалась, длинных диалогов не было, тренерское кресло после Вернидуба остыть не успело. А итог – это трофей, которому могут позавидовать большинство клубов украинской Премьер – лиги.

 

Виктора Скрипника считают одним из самых перспективных украинских тренеров современности, что, конечно же, не является высосанной из пальца характеристикой и не является выданным заранее авансом. Скрипник – уже сформированный специалист, который стал первопроходцем в плоскости работы украинских тренеров в высшем дивизионе топ-чемпионата. С осени 2014-го по осень 2017-го Скрипник работал с бременским “Вердером”, оставив после себя заметный след в истории “музыкантов”.

Надо отметить, что путь, который привел Виктора Анатольевича к тренерскому креслу первой команды представителя Бундеслиги – нетипичный для наших реалий. Виктор как игрок защищал цвета “Вердера”, выиграв с бременцами чемпионат Германии (2004) и дважды подняв над головой трофей Кубка страны (1999 и 2004). А спустя время работал с молодежными и юношескими командами “музыкантов” разных возрастов.

Ход с козырей. Виктор Скрипник – в Заре и наследие Вернидуба - изображение 1

С 2004-го года, когда Скрипник и завершил активную карьеру игрока, новоиспеченный наставник “Зари” находился в тренерской структуре “Вердера”. Шанс возглавить первую команду выпал осенью 2014-го, когда команда находилась в кризисе и боролась за жизнь. В конце концов, Виктор Анатольевич в первом для себя сезоне финишировал на комфортном десятом месте, расчистив те авгиевы конюшни, которые оставил после себя Робин Дутт.

От Скрипника были в восторге в футбольном Бремене. Спокойный, тактичный, толерантный, вдумчивый и невероятно преданный делу… Среда способствовала развитию профессионализма Скрипника, которое и состоялось уже в следующем сезоне.

Конечно, не все задуманное осуществилось, но в целом Скрипник держал марку лучше, чем его предшественник. Для тогдашнего “Вердера” это был огромный позитив, ведь команда находилась в кризисе как в плоскости психологии, так и в плоскости кадрово-менеджерской работы. “Вердер” был уязвимым, но удержаться в элите сумел. Настораживала разве что нестабильность. Победы сменялись поражениями, а тактическая схема видоизменялась в процессе поиска Скрипником идеальной модели. Сначала бременцы действовали в классической формации 4-4-2 с активными флангами, затем – 4-1-4-1, а в конце каденции Скрипника – 4-2-3-1. В сезоне 2015/16 “Вердер” с украинским тренером во главе финишировал 13-м, а уже в начале нового сезона доверие к Виктору Анатольевичу как к главному тренеру основной команды иссякло. Точкой невозврата стала серия из четырех подряд поражений, одно из которых – от третьелигового коллектива в Кубке Германии.

Интересной особенностью стали не победы, а поражения Скрипника. Их у Виктора Анаторлийовича во главе “Вердера” насчиталось тридцать, треть из которых (десять) – разгромные. Здесь и 0:6 и 0:5 от “Баварии”, 1:4 и 1:5 – от “Боруссии” из Менхенгладбаха, 0:6 – от “Вольфсбурга”, 2:5 – от “Айнтрахта”. Его команда зависела от настроения и эмоций, хотя и голой с точки зрения тактических заготовок не оставалась.

Авторитет Скрипника играл ему на руку, как студенту-отличнику на руку играет зачетная книжка на заключительных курсах университета. Виктор Анатольевич мог рассчитывать на продолжение работы в той вотчине, которая, по сути, была для него более привычной, чем работа с первой командой “Вердера”. Речь о молодежных командах “музыкантов”, однако Скрипнику больше по душе пришлась перспектива самостоятельного элитного плавания. И неважно, что уже не в таком бурном море.

Ход с козырей. Виктор Скрипник – в Заре и наследие Вернидуба - изображение 2

С “Ригой” Скрипник сделал золотой дубль, покорив латвийский футбол точно благородный рыцарь – сердце молодой леди. Вероятно, Скрипник до сих пор мог тренировать “Ригу”, но быть первым парнем на селе не захотел. Говорим так грубо, ибо конкуренция в прибалтийском чемпионате – крайне низкая, а добиться значимых успехов на еврокубковой арене с “Ригой” Скрипнику было бы крайне трудно в силу скромного кадрового наполнения команды. Собственно, Скрипник играл в квалификации Лиги Европы летом 2018-го, однако уступил на первой же стадии болгарскому ЦСКА. Интересно, что после поражения 0:1 на выезде, дома “Рига” Виктора Анатольевича капитулировала 4:5.

***

О Скрипнике и его тренерском прошлом можно расписать еще несколько страниц, однако всегда интереснее смотреть в будущее. Куда приходит Виктор Анатольевич и что способен он дать “Зари” после Юрия Вернидуба? Авгиевы конюшни, как это было в “Вердере” после Дутта? Пожалуй, нет. Но точно и не благополучная среда.

Ход с козырей. Виктор Скрипник – в Заре и наследие Вернидуба - изображение 3

По подбору игроков “Заря” – третья команда УПЛ вот уже несколько сезонов подряд. При более умелой тренерской работе можно было бы замахнуться и на позицию “Динамо”, которое с Хацкевичем не отмечается монолитностью. Но луганчане, напротив, умудрились пропустить вперед себя сначала “Ворсклу”, а в недавно завершившемся сезоне уступили и “Александрии” с “Мариуполем”.

“Заря” в годы расцвета славилась несколькими вещами. В лучших матчах проявлялось феноменальное умение команды быстро переходить от обороны к атаке и избегать прессинга соперника. Передачи были точными и быстрыми, что способствовало мобильности линий и подвижности команды. Работали фланги, откуда постоянно шла поддержка центральному нападающему, идеал которого Юрий Вернидуб для себя так и не определил. На этой позиции была разноплановость – от мощного столба вроде Будкивского до номинальных полузащитников типа Громова или Кабаева.

В наследство Скрипнику остается команда с репутацией стального характера. “Зарю” не раз отмечали именно за крепкую волю к победам, а сам Юрий Вернидуб культивировал несокрушимость духа как одну из величайших добродетелей его подопечных. Впрочем, работало это лишь тогда, когда вера в победу была закреплена хотя бы какими-то тренерскими игровыми ходами. Когда же работа Вернидуба свелась исключительно к психологической плоскости, позиции “Зари” рухнули.

Ход с козырей. Виктор Скрипник – в Заре и наследие Вернидуба - изображение 4

Скрипник не является жестким тренером, но этого луганчанам, пожалуй, и не нужно. Юрий Николаевич создал в команде атмосферу большой доброй семьи, следующим хранителем огня которой и может стать Виктор Анатольевич. Более того, нечто похожее было в “Вердере”, когда без надлежащего кадрового усиления Скрипник по-новому раскрыл старых лидеров и стал активно привлекать молодежь.

Кстати, о молодежи… Это еще один аргумент в пользу того предсказания, что с “Зарей” у Скрипника может получиться прочный союз. Лишь в четырех участников недавно завершившейся УПЛ был более низкий средний возраст команды, чем у “Зари”. Майборода и Лунев, Кочергин и Кабаев, Литвин и Чеберко. Это лишь те представители категории “23 и ниже”, чьи контракты принадлежат “Зари” и кто уже прочно прописался в основной обойме луганчан. А есть еще легионеры Силас и Луис Фелипе, Неманья Иванович и Матеус Нортон, ряд арендованных молодых футболистов, от которых “Заря” вряд ли откажется одним взмахом руки. Наконец, есть лидеры молодежных команд, которые требуют к себе внимания и которые в нынешних условиях способны стать усиление для основной обоймы.

У Скрипника будет много работы. Вернуть третье место и попробовать наконец-то вывести “Зарю” в групповой этап Лиги Европы через сито квалификации (что ни разу не удалось Юрию Вернидуб). Обогатить игру команды тренерскими заготовками и продолжить культивировать силу духа. В конце концов, работать над тем, чтобы команда уже целиком и полностью стала своей в Запорожье. Юрий Вернидуб оставил после себя не руины, но и не сведенный до небес дворец. Оставил рабочее место, нуждающееся в чистке, но одновременно способное дать его владельцу свои привилегии.

https://www.ua-football.com/