Взгляд в прошлое. Тренерскую карьеру начал еще в девятом классе. – Директор футбольной школы луганской «Зари» Игорь Гузь

Предлагаем вашему вниманию продолжение интервью с директором детско-юношеской футбольной школы «Заря» Игорем Гузем. Если неделю назад мы говорили о результатах осенней части сезона и планах команд школы на межсезонье, то сегодня речь пойдет о более глобальных вопросах. Начнет Игорь Гузь со своего мнения на предмет расхожего сейчас выражения о том, что «молодежь нынче не та», подразумевающего, в частности, недостатки физического развития многих детей. Кроме того, в интервью корреспонденту Cxid.info Игорь Гузь расскажет об отношениях своей школы с другими футбольными школами города и области, а также о своей карьере и своих детях.

Игорь Гузь: – Думаю, люди правильно говорят – молодежь сейчас действительно не та. Понимаете, в чем суть – раньше дети как росли? Они росли на улице: выходили с утра, и возвращались домой только вечером. Могли забежать только для того, чтобы перекусить: взять какой-то бутерброд или кусок хлеба, посыпанный сахаром. Всё это время они лазили по деревьям, играли в футбол, часами гоняя мяч во дворах и на пустырях – играли в другие подвижные игры. Это откладывало свой отпечаток на координацию детей и на их ловкость – они были более раскрепощённые в плане биомеханики движений. Сейчас же ситуация сложилась по-другому: у них есть компьютеры и другие соблазны – к тому же, родители держат детей в тепличных условиях. Не дай Бог, чтобы он вышел на улицу без шарфика, шапочки или рукавичек. Мамы переживают, чтобы дите не заболело, нигде не упало, никуда не побежало. Эта тенденция стала просматриваться в нашем обществе буквально лет десять назад, и соответственно, теперь дети стали более домашние, более тепличные. Раньше с улицы приходили практически готовые футболисты – их только нужно было направить в правильное русло и продолжать работать. Сейчас же сложно отобрать ребят, по которым сразу видно, что из них будет толк. Год-два нужно, чтобы разобраться с его способностями. Ведь сейчас приходят дети, которые даже бегать не умеют – не то, что с мячом работать. Думаю, и в других видах спорта с этим тоже проблемы – не только в футболе. Возьмите наше поколение – у  нас любой умел играть в футбол. А вот у нового поколения в футбол будут играть только те, кто занимался в футбольной школе. Посмотрите – во дворах сейчас не играют в футбол.

Кстати, я пытался изучать международный опыт – и ситуация там точно такая же. Многие тренеры в других странах жалуются, что пропал дворовый футбол. В федерации футбола Голландии разрабатывалась глобальная программа развития этого вида спорта – для улучшения работы сборной. Ведь страна-то небольшая, а сколько оттуда выходит футболистов… Мы пытались разобраться, в чем их секрет, за счет чего они добились таких результатов. Но и они сейчас говорят, что уличный футбол пропал – неоткуда черпать талантливые кадры. Значит, проблема заключается в общем развитии общества. Сейчас всеобщая компьютеризация, много информации, огромное количество телевизионных каналов. Какой футбол, если по телевизору одновременно идут двадцать каких-то мультфильмов или фильмов. Раньше раз в день мультфильм показали – и смотреть по телевизору было нечего. Надо было бежать на улицу и играть там в футбол – это было интереснее.

Почему сейчас в Европе на первых ролях южноамериканские футболисты? Потому что у них есть уличный футбол – он живет за счет того, что в странах нищета. Заниматься больше нечем – вот и гоняют целыми днями эти мячи. За счет этого и вырастают в футболистов. Не за счет того, что лучше или сильнее наших детей – а за счет того, что есть футбол на улице. Конечно, есть и природный фактор – у них круглый год лето, и круглый год они могут гонять мяч. Наши же дети только шесть месяцев, к сожалению. Ничего, будем работать и вырастим своих звезд. Выросли же здесь когда-то и Заваров, и Юран, и Дудник.

– Хотелось бы затронуть острую тему «подстав» в футболе. На словах, сейчас с этой проблемой борются более серьезно, и подделывание годов рождения у игроков уже, вроде бы, не такое уж массовое. Выскажите ли свое мнение по этому поводу? Действительно ли проблем стала меньше?

– Я точно знаю, что у нас «подстав» нет, а другие команды судить не хочу. Мы очень жестко относимся к возрасту ребенка, и стараемся отслеживать, чтобы такого явления в нашей школе не было. Мы работаем с детьми, и знаем, в каком возрасте каким должен быть ребенок – есть определенные параметры. В некоторых школах можно видеть команды с такими игроками, которым уже нужно не за юношей играть, а, слава Богу, за мастеров. Но, это их проблемы. У нас цель – вырастить футболиста, а не достичь какого-то результата за счет «подстав». Это же не вопрос: набери детей, переделай им документы на два года – и обыгрывай всех подряд. А что дальше? Потом смотришь – команда, вроде бы, играет, а никто никуда не попадает. Есть в Украине такие уникальные школы, которые постоянно идут в лидерах, а футболисты оттуда не выходят. Годами юноши лидируют, и годами нет игроков – сразу задумываешься, почему так? Куда же деваются эти сильные дети? Конечно, это на совести тренеров, которые гонятся за результатом. Но, я считаю, что хороший тренер – этот тот тренер, который вырастил футболистов.

– Летом между школами «Зари» и алчевской «Стали» возник конфликт, когда ваша команд отказалась проводить финальный матч старших юношей областного первенства, и эта игра так и не состоялась. Расскажете об этой истории?

– Да, такая ситуация была. Сначала скажу, что играть на искусственном поле в Алчевске – очень рискованно. Когда оно было единственным в области – вроде бы, ничего. Но, сейчас – это опасно. Поле там старое, вокруг него бетонные ограждения. Да и само поле как бетон – бетон, покрытый ковролином. На таком поле после игры обязательно кто-то получит, как минимум, ссадины. У нас был одна игра, когда на этом поле мы играли по своему возрасту – у семи футболистов насквозь прорвались бутсы, они стерлись об этот газон.

Так вот, как развивались события. Я был на всех совещаниях накануне финала, и были оговорены условия. Так как это старшие юноши, футбол уже более скоростной – решили провести матч на хорошем поле. В итоге, на искусственном поле в Алчевске решением федерации футбола области играть запретили. Но, «Сталь», как хозяева, отказалась переносить матч в другой город, выступив с предложением организовать другое поле – натуральное. Говорилось либо о запасном поле главного стадиона города, либо даже о главном поле стадиона «Сталь». Но, потом, когда мы приехали – в последний момент нам объявили, что игра будет на искусственном поле стадиона «Строитель». Естественно, я дал команду – не выходить на него. Для меня, как директора школы, важнее сохранить здоровье детей, а какое будет место – третье, пятое или десятое для меня не существенно. Это не стоило того, чтобы кто-то там покалечился. После этого было заседание контрольно-дисциплинарного комитета, где нас решили наказать, хотя протоколы совещаний с решением запретить играть на этом поле, на нем были. Тем не менее, КДК, которым руководил бывший мэр Алчевска, приняло решение засчитать нам поражение. Собственно говоря, поражение – так поражение. Хотя мы предлагали сыграть у нас, Стаханов приглашал к себе – но, Алчевску нужна была игра именно на этом поле, принципиально. У нас такого отношения к «Стали» нет – мы действовали строго в рамках нормативных документов.

– Вообще, если говорить об отношении с футбольными школами города и области – ситуация сейчас нормальная? Без конфликтов?

– Нам не с кем конфликтовать. Когда мы начинали нашу деятельность – на нас многие кричали, везде писали, что мы не такие. Но, своими результатами работы мы показали, что были нужны. Теперь все ориентируются на нас. С «Юностью» мы заключили договор о совместной деятельности. Эта школа финансируется из областного бюджета, так что деньги не уходят в другие города и регионы. Позиция директора «Юности», Федора Сороки, правильная – луганские дети должны идти в «Зарю». Что касается «Стали», то здесь у нас тоже нормальные отношения – делить нам нечего. Мы в разных городах, под разными командами мастеров – так что, конфликтовать нам нечего.

Кстати, в области у нас на сегодняшний день 7 филиалов, которые работают на наш футбольный клуб. В следующем году мы планируем расширять их количество.

По интернату, то, не хочу его обижать, но в своей нынешней форме он себя изжил – расход бюджетных средств себя не оправдывает. Сейчас их команды стоят на вылете из высшей лиги, и, наверное, они вылетят. Интернат каждый год стоял на вылет, но какими-то непонятными способами всегда оставался – однако, сколько веревочки не виться – конец придет. Если честно, это нас не особо радует. Футбольная структура, которая много лет давала неплохих футболистов, вдруг начала сыпаться. Кто в этом виноват – пусть разбираются в интернате или областной администрации, которая их финансирует. Другие отделения в интернате работают прекрасно, выпуская призеров и международных турниров, а вот отделение футбола почему-то стало самым провальным. Хотя, если посмотреть на другие интернаты по Украине, то такая картина везде. Думаю, это оттого, что они находятся на финансировании органов государственной власти, а те финансируют, не спрашивая за результат. То есть, деньги выделяют, а как они расходуются – никого не интересуют. Училища физической культуры сейчас больше социальный проект, нежели воспитание спортсменов. В школах же, которые принадлежат футбольным клубам, есть спрос – то есть, хозяевам клубов нужно реально видеть воспитанных для главной команды игроков. Хозяин клуба вкладывает свои деньги, не государственные – поэтому и позиция немножко жестче. Футбольные клубы сейчас частные, а как может функционировать государственная футбольная школа, если клубов государственных нет? Хотя, объемы финансирования у таких школ немаленькие – может быть, даже больше чем у нас. Но, есть постоянные жалобы, что нет условий, нет полей. Все это бред. На территории интерната два великолепных поля, но к ним нужно приложить руки. Мы брали в аренду стадион имени Ленина, и поле там было в ужасном состоянии – за два месяца мы привели его в порядок, после чего целый год на нем тренировались. Конечно, пришлось приложить труд и желание. Еще добавлю, что тренер заканчивается тогда, когда он перестаёт учиться. Как только он остановился, посчитав, что все знает и все умеет, тренер закончился – это однозначно. Если тренер растет – с ним растут и хорошие ребята. Я работаю с тренерами, и вижу их. У нас в школе тренера, имеющие опыт работы в командах мастеров и главными тренерами, и помощниками. Они постоянно учатся, читают много новой футбольной литературы, изучают футбольные программы – постоянно пытаются совершенствоваться, чтобы расти.

– Недавно из донецкого «Металлурга» в сборную Украины был вызван вратарь Алексей Клепко, родившийся в Краснодонском районе, а спортивную карьеру начинавший в луганском спортинтернате. Знаете такого футболиста?

– Да, знаю этого вратаря. Он занимался в группе Владислава Глухарева, сейчас Клепко в донецком «Металлурге». Когда он уезжал в Донецк – нашей школы еще не было, так что переход в «Металлург», думаю, дал ему толчок для профессионального роста. Сначала Клепко пробовал свои силы в «Металлисте», но им не подошел. Посмотрим, какой из него вырастет вратарь.

– Есть ли желание рассказать о себе? Практически никакой информации о вас в Интернете найти не удалось…

– Я родился в Антраците. Как и все мальчишки, рос в обычной семье. Мои родители до сих пор там живут, слава Богу. В формировании меня, как человека, любящего спорт, большой вклад внес школьный учитель физкультуры Владимир Соколов. Сейчас он живет в Северодонецке – дай Бог ему здоровья. Так вот Владимир Михайлович, еще когда я был в девятом классе поставил меня тренировать футбольную команду пятых-шестых классов школы для подготовки к чемпионату города. Тогда это было популярно. Вот он тогда еще рассмотрел задатки того, что я должен тренировать. Кстати, из той школьной команды вышли два футболиста, игравшие на неплохом уровне: Артур Саньков и Александр Калюшко.

Работал я в Антраците, в «Спецтампонаж-геологии», но потом любовь к спорту все же взяла верх, и когда произошел распад СССР, я ушел работать инструктором физкультуры на рудоремонтном заводе – тогда на предприятиях были такие должности, и на мне «висел» не только футбол. Потом в Антраците появилась футбольная команда, которая стала чемпионом области, играла в турнире коллективов физкультуры – я немножко поработал в той команде. Позже вновь пришлось уйти из работы в спорте, и до 2003 года в нем я не работал. После этого я познакомился с Павлом Пилавовым, который на тот момент был вице-президентом футбольного клуба «Заря». Он познакомил меня с Юрием Севастьяновым, президентом клуба – мы сдружились, начали общаться, и они, видя мое рвение и любовь к футболу, предложили мне работу в футбольном клубе. Начинал я начальником отдела общественных связей, потом при Валерии Шпичке всю нашу команду убрали, а вернулся я в клуб при Валерии Букаеве, царство ему небесное. Он пригласил меня работать старшим администратором. Тогда я начал совмещать работу тренером в детской команде с административной работой в первой команде. Когда пришло новое руководство, и было решено создать собственную школу – мне предложили ее организовать и возглавить. Таким образом, я стал директором школы футбольного клуба «Заря». Надеюсь, что сумею оправдать доверие руководства и людей, которые привели к нам своих детей. Если оправдаю – значит, я не зря прожил на этом свете. Честно говоря, очень стараюсь: всегда рано прихожу на работу, посещаю почти все тренировки, общаюсь с детьми, с родителями, с руководством. У нас сейчас 200 детей и 20 тренеров – забот хватает, но все это интересно. Как говорят, счастлив тот человек, который работает на той работе, которую любит, и еще при этом зарабатывает неплохие деньги. Вот в этом отношении я счастливый человек.

 
– Есть ли у вас дети? Как у них отношение к футболу?

– Мой сын – Артем Чернышев. Он играет как раз в моей команде – группе ребят 1997 года рождения. Будем говорить, играет с переменным успехом – когда радует отца, а когда – нет (смеется). Но, ситуация тут сложная – ему всегда психологически тяжело играть, потому что он понимает, что на лавочке не просто тренер, а отец. Но, ничего – пусть тренируется. Станет футболистом – хорошо, не станет – ничего. Лишь бы вырос хорошим человеком. Также у меня есть: с футболом она не связана – оканчивает харьковскую юридическую академию.

– Ваша фамилия – Гузь, сына – Чернышев. Если не секрет, расскажете, почему так?

– Это фамилия моей супруги. Так получилось, что сразу записали его на фамилию жены, а потом, когда уже ребенка все знали как Чернышев, решили ничего не менять.

– Увлекаетесь ли вы чем-то помимо футбола?

– Я люблю музыку, люблю кино. Раньше много читал, но сейчас времени не хватает. Когда-то так увлекался чтением, что читать мог с утра до ночи – забрать у меня книгу было невозможно, без книги не засыпал. Но, сейчас времени меньше, и почитать полноценно книгу особо не удается. Стараюсь много учиться, поэтому у меня в основном специфическая, футбольная литература. Вот музыку, к счастью, можно слушать в любое время. Я предпочитаю рок, хотя любую современную музыку воспринимаю нормально. Мои любимые группы: «Rainbow», «AC/DC» – рок-музыка такого времени как раз для меня.

– В завершении, пожелания читателям Cxid.info накануне Нового года…

– Хочу, чтобы все наши болельщики в наступающем году получили массу только положительных эмоций. Все мы переживаем за ту ситуацию, которая сложилась в первой команде – поверьте, все в клубе прикладывают массу усилий, чтобы турнирное положение изменилось. 2012 год – юбилейный для «Зари», 40 лет как команда стала чемпионом. К тому же, у нас будет чемпионат Европы. Так что, пожелаю болельщикам удовольствия как от игр нашей команды, так и от матчей национальной сборной. Ну и, конечно, здоровья, счастья, мира им в семьях – не болеть их детям, родным. Всего самого лучшего. Нас пугают, что 2012 год – это конец света, а я хочу, чтобы конец плохого света наступил, а хороший для наших болельщиков начался.

– Раз уж вы затронули тему чемпионата Европы, сделаете прогноз на предстоящий летом домашний турнир нашей сборной?

– На этом Евро я бы ставил на сборную Испании. Наверное, и на Германию. Думаю, что две эти команды будут доминировать на этом чемпионате. Испанцы долгое время идут в мировых лидерах, при этом футболисты набрались опыта, но еще не постарели. Немцы будут в числе фаворитов, потому что развитие футбола в Германии сейчас находится на таком уровне, что количество исполнителей, способных играть на уровне мировых и европейских чемпионатов, значительно превышает любые требования. У них кружится голова от вопроса кого брать, а кого не брать на Евро, а у нас – где таких футболистов найти. Вот и вся разница. Нашим болельщикам желаю найти возможность попасть на матчи чемпионата Европы, потому что я был на играх сборной Украины на чемпионате мира в Германии, и знаю не понаслышке – это большие эмоции. Так что, нужно ехать, тем более что две игры будут в Донецке. Хотелось бы, чтобы сборная вышла из группы, а там будем надеяться на фарт. Хотя, не скажу, что по потенциалу мы – мальчики для битья. Думаю, команда Олега Блохина способно показать хороший результат – будем в это верить.

30 ДЕКАБРЯ 2011