Уже в 17 лет Иван Петряк появился в «дубле» луганской Зари, а затем дебютировал в Премьер-лиге. Однако вскоре судьба дала понять, что не стоит торопить события, и с приходом на тренерский мостик луганчан Юрия Вернидуба Петряк снова отправился в «молодежку». Отправился, чтобы спустя год вернуться в первую команду и раскрыться по-настоящему. В итоге результат налицо: хавбек в прошедшем сезоне сыграл 18 матчей (один гол, три результативных передачи), отменно справляясь с ролью джокера, а под конец заслужил приглашение в молодежную сборную Украины, где вышел в двух товарищеских матчах с Молдавией.

КОВАЛЕЦ ДАЛ ПАРУ ЦЕННЫХ СОВЕТОВ, КОЕ-ЧТО ПОДСКАЗАЛ В ТАКТИЧЕСКОМ ПЛАНЕ

– Иван, с какими впечатлениями вернулись из молодежной сборной?

– Дебютируя в любой команде, всегда встречаешься с чем-то новым. Здесь другой наставник, другая тренерская философия, да и сам уровень игры значительно выше, потому что футболисты постарше и более мастеровиты.

– Что Ковалец говорил?

– Встретились, побеседовали, он дал пару ценных советов, кое-что подсказал в тактическом плане. Поэтому мне было довольно легко, чувствовал себя раскрепощенно.

– В матчах с Молдовой он использовал вас на левом фланге, хотя в Заре вы выходите справа. Проблемы, связанные с этой перестановкой были?

– Мне нет разницы, где действовать – слева или справа. Как по мне, вышло неплохо.

– Пробовались раньше на других позициях, кроме флангового полузащитника?

– На уровне ДЮСШ порой играл нападающего, а раньше в детстве выходил и опорным полузащитником.

– После двух матчей с молдаванами вы уехали домой. На чем расстались с Ковальцом?

– Расстались на мажорной ноте. Мы обговорили некоторые моменты, Сергей Иванович похвалил всех ребят за проделанную работу и сказал быть на связи.

ДЕБЮТИРОВАТЬ ПРИХОДИЛОСЬ В МАТЧАХ С СОПЕРНИКАМИ НА ПЯТЬ ЛЕТ СТАРШЕ

– Вы в Киеве, как дома? Все-таки шесть лет провели здесь в разных ДЮСШ…

– Да, здесь я чувствую себя замечательно, да и до дома недалеко (Петряк родом из города Смела, что в Черкасской области – прим. М.С.).

– Кто-то из ваших детских тренеров приходит посмотреть ваши матчи, проходящие в столице?

– Бывает, но нечасто. В основном, со всеми на телефоне.

– Вы играли за ДЮСШ-15, Княжу и РВУФК… Чьим воспитанником себя считаете?

– Вообще-то дорогу в футбол мне открыл отец, за что очень ему благодарен. Он начал заниматься со мной с ранних лет. Но кроме этого надо сказать большое спасибо моему первому тренеру в Смеле Нагорному Виктору Ивановичу. В свое время он дал мне возможность заниматься в его группе, хотя там играли ребята гораздо старше меня. Ну а потом все шло по обычному сценарию: меня повезли в Киев, где я начал заниматься в ДЮСШ-15.

– В Смеле была своя детская школа или просто футбольная секция с собственной командой?

– Там существует команда, которая выступает в чемпионате области. Грубо говоря, ребята играют «за мороженое» (улыбается). Когда я начинал туда ходить, все футболисты были 1989 и 1990 г.р. Но тренер все равно брал меня, на занятиях давал заниматься с мячом и разрешал присутствовать на тренировках. А потом начались выходы на замену, где постоянно приходилось бороться с ребятами на пять лет старше.

– В Черкасской области есть ДЮСШ, через которую можно пробиться в профессиональный футбол?

– Не знаю такой. В той же Смеле все держится на энтузиазме очень сильного тренера Виктора Нагорного. При фактически нулевых условиях этот наставник закладывает в детей очень мощную базу. И стоит отметить, что он работает с ребятами самого маленького возраста. Однако какие бы трудности не испытывал местный футбол, это не мешает Нагорному выращивать хороших футболистов, среди которых есть такие игроки, как Александр Ковпак и Антон Крамар.

– Именно бесперспективность региона заставила податься в Киев?

– В общем, да. Идею подал папа. Он видел, что у меня получается в Смеле, и решил, что пора пробоваться на другом уровне. В итоге приехали, я прошел просмотр в ДЮСШ-15 и остался там.

– В большинстве семей отцы являются двигателем спортивного прогресса сына, в то время как матери выступают против футбольной карьеры своего чада…

– Подобное наблюдалось и у меня. Мама постоянно повторяла что-то типа «зачем оно тебе надо?», «будешь гробить здоровье» и т.п., а порой и серьезно отговаривала. Однако при поддержке отца я уверенно шел к своей цели. В итоге стал профессиональным футболистом, а мама стала гораздо спокойнее относиться к моей профессии.

– Не страшно было в девять лет оставаться в большом городе далеко от дома?

– Нет. По просьбе тренера меня приютила семья одного из мальчиков моей группы. А родители приезжали ко мне на выходных. Так было два-три года, пока я не перешел в Княжу из Счастливого.

– ДЮСШ-15 называют одной из лучших детских школ Украины. По делу?

– Думаю, да. Условия там на уровне, инфраструктура постоянно развивается (вот недавно отменное поле построили), да и тренера очень квалифицированные.

– С вами в группе выступал кто-то из известных ныне футболистов?

– Поначалу я играл за команду ребят 1993 г.р., так как коллектива моего 1994-го в ДЮСШ-15 попросту не существовало. И в старшей группе занимался Влад Войцеховский, который сейчас в Днепре.

– Иногороднему парню тяжело в киевских ДЮСШ?

– Конечно. Во-первых, дома я всегда разговаривал на украинском языке. А когда попал в Киев, то в девять лет тяжеловато было перестроиться на другую языковую среду. Во-вторых, всегда тяжело осваиваться на незнакомой территории, где ты всегда чужой. Хотя, что касается отношения тренеров, то здесь нет особых отличий. Однако год-полтора на адаптацию все же требуется.

СТАВИЛ ПЕРЕД СОБОЙ ЦЕЛЬ ПОПАСТЬ В «ДУБЛЬ» КОМАНДЫ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ, А НЕ ОСТАТЬСЯ В СТОЛИЦЕ

– Обычно у наших молодых футболистов в карьере одна-две ДЮСШ, а затем идет молодежный чемпионат, либо первая/вторая лига, либо чемпионат области. Вы поменяли аж три школы, не считая команды в Смеле…

– Так получилось. Спустя некоторое время у родителей случился конфликт с тренером ДЮСШ-15, поэтому пришлось перейти в Княжу. А там меня уже заприметили из РВУФК: сначала приглашали на финальную пульку ДЮФЛ, а потом и вовсе предложили перебраться к ним на постоянной основе. Здесь надо сказать большое спасибо моему тренеру, который без проблем отпустил меня из Княжи. Он понимал, что РВУФК больше возможностей, их ребята постоянно на виду у Динамо. Таким образом, последний класс я провел в Республиканском училище. А затем Олег Деревинский (известный в прошлом украинский футболист и арбитр – прим. М.С.), который и забрал меня туда, помог попасть на просмотр в молодежную команду Зари.

– В Заре вы самый низкий из основного состава. А многих игроков низкого роста часто вообще не берут в футбольные школы или попросту не видят в них перспективы. У вас существовали с этим проблемы?

– Никогда. Зато были трудности с другим: у меня с детства кривые ноги, а одна другой была короче! Колесо было такое, что мама не горюй (смеется). Но когда начал заниматься спортом, все исправилось. А что касается маленького роста, то я брал свое другими качествами. Да и футболисту моей позиции не обязательно быть большим, главное скорость, резкость и техника.

– Играя в Киеве, ждали шанса от Динамо, Арсенала, Оболони?

– Нет. У меня была другая цель – после ДЮСШ обязательно попасть в «дубль» команды Премьер-лиги. А куда – уже не важно. После окончания школы мне выпало два варианта: Заря и донецкий Металлург. Дончане были как резервный путь. Но в Заре все сложилось гладко: сначала я прошел сборы в Луганске, потом в Евпатории, а по возвращению из крымских сборов сразу подписал контракт.

– Как работалось с Микитиным?

– Сильный тренер. Не зря мы в последние годы занимали и второе место, и выигрывали чемпионат молодежных команд. При этом и качество игры было, и результат.

– Анатолий Чанцев взял вас в первую команду, когда вам было 17 лет. Сами как чувствовал: пора или еще рано?

– Понятно, что хотелось попробовать себя на большом уровне. Но сравнивать меня сегодняшнего и трехлетней давности просто нет смысла. Это касается и физических кондиций, и мастерства. Короче говоря, сейчас я на две головы выше, чем три года назад.

– Став главным тренером, Юрий Вернидуб сразу вернул вас в «дубль»…

– Да, и нечего скрывать, что я расстроился. Но вскоре мы поговорили с Юрием Николаевичем, он сказал, что мене еще рано в первую команду и надо работать в «дубле». Затем меня немного подкосила травма, которую пришлось лечить в Германии… Но потом я поправился, и Вернидуб взял меня в главную команду.

– Что за история случилась с казанским Рубином?

– Вместе с юношеской сборной мы ездили в Россию на Мемориал Гранаткина, и после одного из матчей мной интересовался человек из Рубина. Однако все осталось на уровне разговоров.

– А если бы поступило конкретное предложение, уехали бы тогда в Россию?

– Нет. Тогда я только начинал в Заре и уже закрепился в «дубле», мне доверяли и делали все для моего профессионального роста. А потом и вызов в сборную поступил. Тем более что в Украине все мои родные и близкие. Поэтому я даже не думал о подобном варианте.

– Вообще следите за зарубежными чемпионатами?

– Конечно, стараюсь следить как за игрой сильных футболистов, так и за действиями лучших команд Европы: какую тактику они исповедуют, как они двигаются и т.д.

– И кто сейчас впечатляет в тактическом плане?

– В прошедшем сезоне больше всего понравился Ювентус, играющий в три защитника. Однако при такой схеме фланговые хавбеки получают очень сильную нагрузку, отрабатывая по всей бровке. В общем, тактика хорошая, однако для игроков она довольно тяжелая в физическом плане.

Также отметил бы Атлетико: в команде фактически нет звезд, успех достигнут благодаря слаженной командой игре. Симеоне отыскал самое подходящее для команды построение, которое помогло не только добиться результата, но и раскрыть немало игроков (того же Диего Косту).

– В мире существует клуб, чьим ярым фанатом вы являетесь с самого детства?

– Да, всю жизнь болею за Манчестер Юнайтед.

– Ван Гаал – это именно тот, кто сейчас нужен МЮ?

– Думаю, да. На мой взгляд, Мойеса надо было снимать гораздо раньше, с этим решением владельцы клуба откровенно затянули. А что касается ван Гаала, то я вижу в нем сильного специалиста, которому по силам вернуть Манчестер на былые позиции.

НАДЕЮСЬ, НАМ ПОВЕЗЕТ СЫГРАТЬ В ЛИГЕ ЕВРОПЫ

– Вам всего 20 лет, а вы уже постоянный игрок первой команды Зари. Достижение или рядовая ступень карьеры?

– Можно сказать, небольшое достижение – не каждый в 20 лет играет в Премьер-лиге. Однако для этого нужно вспахать немало газонов на детско-юношеском и молодежном уровне плюс без доверия тренеров никуда.

– Что сейчас Юрий Вернидуб требует от вас в первую очередь?

– Именно сейчас (разговор происходил две недели назад – прим. М.С.) Юрий Николаевич позвонил мне и сказал, чтобы я хорошо отдохнул (смеется). А если серьезно, то для нашего тренера самое главное самоотдача и желание играть в футбол. Если этого будет в достатке, появится и мастерство, и все остальное.

– Как вам прошедший чемпионат?

– Некоторые матчи мы провели не так, как надо. Где-то недоработали, где-то ошибались… Но в основном Заря провела сезон на высоком уровне, имея свой конкретный рисунок игры и выработанную тактику. Когда с этим все в порядке, результат приходит сам собой.

– Сильно кусали локти, когда до шестого места не хватило одного пункта?

– Было дело, ребята здорово расстроились. Мы делали все возможное, хотя последние матчи с Шахтером и Динамо не принесли плодов. Однако при любых раскладах сезон очень удачный.

– Сейчас все внимание сосредоточено на решении Европейского арбитражного суда касательно дисквалификации Металлурга?

– Да, практически каждый день читаю в интернете новости, слежу за ситуацией, переживаю. Пока не стоит делать какие-то выводы и заранее настраиваться на Лигу Европы, однако надеюсь, что хоть теперь нам чуточку повезет.

– Слово «еврокубки» вызывает восторг, любопытство или страх перед неизвестным?

– Ни о каком страхе не может быть и речи! Там играют такие же команды и футболисты, как и мы, а не какие-то роботы (улыбается). Еврокубки – это всегда приятно и престижно. Если нам посчастливится сыграть в Лиге Европы, для болельщиков это будет просто фантастика!

Максим Сухенко, Football.ua