Желько ЛЮБЕНОВИЧ: “В Сербии тоже будут болеть за “Зарю”

ЛюбеновичОтветный матч Лиги Европы с «Шарлеруа» (3:0) превратился в бенефис 34-летнего серба. Он поучаствовал во всех голах, дважды забил сам, ассистировал Малиновскому.

За день до первой встречи с «Легией» корреспондент «СЭ» пообщался с самым опытным еврокубковым бойцом луганского клуба.

ЛИГА ЕВРОПЫ ЩЕКОЧЕТ НЕРВЫ

– Желько, мой первый звонок пришелся на игровую тренировку, вторым – оторвал вас от теоретического занятия. Спасибо, что перезвонили сами (хоть и было уже около девяти вечера). Вы хоть обедать-ужинать успеваете при таком насыщенном графике?
– Конечно, ведь в четверг нам понадобится очень много сил (улыбается). А готовимся так серьезно потому, что соперник нешуточный. На той теории, кстати, как раз смотрели записи матчей «Легии». Тренер комментировал. Что сказать, в Киеве будет сложная игра, у нас очень сильный соперник.

– О прошлогодних ваших матчах с «Фейенордом» на этой же стадии турнира сказано, пожалуй, даже слишком много. Вы же скажите одно: те голландцы сильнее нынешних поляков?
– Честно, не знаю. С «Легией» ведь мы еще не играли. Вот, после матча я вам и отвечу. Но, мне кажется, это команды приблизительно одинакового уровня.

– Лучшим бомбардиром польской экстракласы является форвард «Легии» и сборной Венгрии Неманя Николич. К слову, родился он в Сербии.
– На записях мы увидели, что у поляков действительно очень хорошая команда, и все футболисты – очень хороши. Так что выделять кого-то конкретно не хотелось бы. Хотя я в курсе, что он забил шесть голов.

– Чисто для себя наблюдаете за соперником с помощью интернета?
– Конечно. Думаю, и другие ребята смотрят, как играет наш соперник. Они тоже неплохо начали чемпионат, побеждали. Правда, в последних двух турах сыграли вничью (1:1 с «Вислой») и проиграли (1:2 – «Пясту»). Потеряли лидерство в чемпионате? Для нас это хорошо. Тем не менее, у них очень боевая команда и нам будет очень непросто.

– Еще что знаете о сопернике?
– Вы, может, удивитесь, но для меня «Легия» всегда была самой лучшей командой в Польше, всегда считал, что она самая сильная. Таким мое мнение осталось и на сегодняшний день.

На мой взгляд, у них и самые лучшие болельщики в стране, которые постоянно поддерживают команду: что дома, что на выезде. В принципе, про «Легию» только хорошее могу сказать.

– Некоторые футболисты лукавят, говоря, что готовятся к еврокубковым матчам, как к обычным. Но психологический настрой ведь необычный? Лига Европы щекочет нервы?
– Конечно, щекочет, и приятное волнение присутствует. С нетерпением ждем начала матча. Вы же сами могли заметить, как мы играли с «Шарлеруа», все видят, сколько у нас желания попасть в группу Лиги Европы. Надеюсь, к этим матчам с таким же боевым настроем подойдем.

– В ответном поединке с бельгийцами солировали вы. Вспомните свои голы для еще большего поднятия духа.
– Что могу сказать по второму мячу: тренер доверил бить пенальти, забил, и, слава Богу. Да, чуть повезло, что мяч от штанги – в спину вратарю, но ведь самое главное, забил. А что касается первого гола, то, как всегда, делал свою работу: отдал пас Никите Каменюке, который постоянно подключается, и продолжил атаку в это пространство. Капитан меня нашел великолепным пасом, и я забил головой. Ничего такого особенного в этих голах не было.

– После матча вы сказали, что Вернидуб всегда, как чувствует, когда нужно выпустить вас на поле. А сами в тот день, что чувствовали? 
– Ничего особенного. Просто чувствовал себя хорошо (улыбается). Понятно, что ожидал выхода на поле, что покажу максимум. А получилось, забил два гола.

– Говорят, вам премиальные обещали, что нынче редкость для наших клубов.
– Пока мы это даже не обсуждали. Нам просто сказали, что будут премиальные, если попадем в группу. А сколько и когда, так это потом выясним. Дай Бог, чтобы вышли в настоящую Лигу Европы.

ШТРАФЫ ФОМЕНКО, ШУТКИ ПУЧКОВА. А ВЕРНИДУБУ «СПАСИБО»!

– Желько, для вас, если не ошибаюсь, это уже четвертый по счету еврокубковый поход. Но до группы вы еще не добирались.
– Так и есть. В 2008 году в составе «Таврии» дебютировал в Кубке Интертото. Даже забил молдавскому «Тирасполю» (симферопольцы прошли дальше – 0:0 и 3:1. – Прим. А.В.). А вот с «Ренном» в следующем раунде не повезло. Мы обменялись победами по 1:0, серия пенальти, и я промазал пятый, решающий. Мы проиграли 9:10… Помню, и этот удар, и как обидно было. Главное, после этого много раз бил пенальти и забивал!

– Спустя два года вы с «Таврией» выиграли Кубок Украины у донецкого «Металлурга» с Мхитаряном, между прочим, в составе. И опять попали в еврокубки, уже в Лигу Европы. Правда, вылетели еще в квалификации.
– Так ведь и соперник попался – немецкий «Байер». Часто вспоминаю те встречи с Леверкузеном («Таврия» проиграла обе – 0:3 и 1:3. – Прим. А.В.), у них тогда была хорошая команда, Баллак в составе. Я даже против него играл. Такое не забывается, ведь против таких футболистов очень приятно играть, и можно многому научиться.

Теперь вы понимаете, насколько сильно я хочу попасть в группу Лиги Европы! Умирать на поле буду, чтобы помочь «Заре». Ведь мне уже 34 года, кто знает, представится ли еще такой шанс…

– А ведь было и 24, тогда вы только приехали в Украину. Дебютировали за «Кривбасс» в матче с киевским «Арсеналом», затем выступали в «Таврии» и «Полиграфтехнике». Не ловили себя на мысли, что этих команд уже нет в премьер-лиге?
– И это очень обидно. Здесь это все происходит из-за финансов. Конечно, обидно, что только из-за этого. Вот последний пример – донецкий «Металлург». Очень надеюсь в будущем что-то поменяется в Украине, и команды не будут вот так исчезать.

Но я ни в коем случае не жалею, что связал свою судьбу с украинским футболом.

– А ведь выступая в Сербии, планировали попасть в Бельгию или Голландию. Не правда ли?
– Так ведь, все молодые в Сербии мечтают попасть туда, в Европу. Никто не смотрит на восток. Но все зависит от судьбы, как она решит. Моя решила, что свою карьеру буду продолжать в Украине.

– Уход из «Таврии» был самым болезненным в вашей украинской карьере? Помню, вы очень переживали.
– Конечно, переживал. Ведь там больше всего и играл. Да и случилось это неожиданно и обидно.

– Удивительно, как вы не сработались с Семеном Альтманом. Тем более, у вас еще контракт был на полтора года.
– Ну, просто он решил меня убрать.

– С вашим добрым характером и страшным трудолюбием вы, по-моему, находили общий язык со всеми наставниками. Даже с таким великим и ужасным, как Михаил Фоменко.
– Да, даже с Фоменко. Только вначале я у него в «Таврии» не играл, он думал, что я не готов. А в принципе, с каждым тренером находил общий язык, за десять лет в разных командах почти всегда играл в основном составе.

– Правда, что Фоменко мог накричать, поругать, и очень сильно, даже лидеров, а вас громко не критиковал ни разу?
– Нет, конечно, критиковал когда проигрывали, но обычно всю команду, и это нормальное явление. Но на меня, честно не помню, чтобы Михаил Иванович сильно кричал.

– Зато все помнят, как в «Таврии» жестоко штрафовали. Пострадали как-то и вы. После поражения симферопольских дублеров с Любеновичем в составе от «Динамо-2» – 1:9, нарвались на самый большой штраф в карьере.
– Было такое, но мне очень интересно, как вы все это помните?! Давно ведь произошло. Точную сумму не скажу, кажется, где-то две-три тысячи долларов. Фоменко действительно меня оштрафовал, и клуб забрал из зарплаты эту сумму. Но тогда штрафовали всех.

– Потом пришел Сергей Пучков, отменились штрафы, двухразовые тренировки, началась любимая работа – с мячом. Свобода?
– Ну, после тех нагрузок полегче стало, конечно. И намного интересней. Пучков всегда с нами шутил, много общался, как с друзьями, как футболист с футболистом. Вспоминаю его только хорошими словами.

– Юрий Вернидуб тоже любит пошутить, но он не всегда добрый. Но в адрес Любеновича претензий никогда не высказывал, по крайней мере, публично. А вам лично?
– То, что он говорит мне, пусть остается между нами. И… Спасибо ему.

Я И ПО-СЕРБСКИ НЕ МАТЕРЮСЬ

– Вы ехали в Украину, не зная ни русского, ни украинского. Сейчас – не только шикарно говорите, но и пишите, и читаете свободно. Даже фильмы смотрите с украинским переводом.
– Русский намного лучше знаю. Украинский хоть и больше похож на сербский, для меня более сложным оказался. Я хорошо понимаю, практически все, но не умею так же хорошо говорить.

– Так сложилось исторически: первое, что обычно заучивают легионеры, это матерные слова. Наверняка вы не исключение. Почему вы не ругаетесь на поле?
– Ну, могу сказать, что в Сербии тоже много ругаются: на поле, на тренировках. Но я не сторонник такого выражения эмоций. Я вообще очень редко ругаюсь матом даже по-сербски.

– Постоянно общаясь с молодыми одноклубниками, и сами не стареете душой?
– Да, в «Заре» меня окружает много молодых игроков. И могу сказать, что чувствую себя намного моложе своих лет(смеется).

– В «Заре» есть похожая на «таврийскую» традиция – идти после побед в ресторан всей командой? Или вы собираетесь только на тренировках?
– Мы собираемся, когда есть время и когда не нарушается спортивный режим. Конечно, стараемся собраться, когда у кого-то день рождения, когда родился ребенок и, безусловно, после какой-то значительной победы.

– В «Таврии» у вас было прозвище «Люба»?
– Оно и осталось. Но называют и Желя.

– Кто в команде самый юморной футболист?
– Чайковский любит пошутить. И Хомченовский.

БОЯНА – ЛУЧШИЙ ПОДАРОК СУДЬБЫ

– Ваши родители в Белграде чем сейчас занимаются? Знаю, папа уже на пенсии.
– И мама недавно тоже вышла на пенсию. Так что сейчас они на заслуженном отдыхе. Хватит, натрудились: отец работал водителем, мама кассиром в супермаркете. Да, финансово стараюсь им помогать. А еще у меня есть брат – великан, 193 сантиметра рост, он – играющий тренер в команде по водному поло. Как игрок попал с командой в этом году в сербскую премьер-лигу, а тренирует молодых ребят. Пока у него все хорошо получается.

– Папа раньше болел за «Партизан». Сейчас за «Зарю»? У него есть возможность смотреть ваши матчи?
– Да, они каждую игру смотрят! В интернете, а иногда сербские спортивные каналы показывают поединки «Зари»! Родители очень болеют за нашу команду. И не только они, все мои знакомые, родственники переживают и за меня, и за «Зарю». Звонят, поздравляют с победами, или поддерживают после неудачных матчей. Уверен, в Сербии тоже будут болеть за нас в матче с «Легией». Надеюсь, после него будут поздравлять.

– На первые деньги, заработанные в Украине, вы купили маленькую квартирку в Белграде. С мечтами в будущем расширить жилищные условия. Получилось?
– Да, получилось, слава Богу. У нас с женой хорошая, красивая квартира.

– С Бояной вы познакомились в новогоднюю ночь. Знаете такое выражение: как встретишь Новый год, так его и проведешь?
– Знаю, и хотя у нас так не говорят, но я очень доволен, что в нашем случае эта примета сработала. Мы тогда познакомились, начали нашу жизнь вместе, у нас все получается. Это был самый лучший мой новогодний подарок.

– Ваша дочь Аня скоро пойдет уже во второй класс. Она ходит в обычную запорожскую школу или в какой-то лицей? 
– Я ее устроил в частную школу, у них в первом классе было только 13 учеников. Просто побоялся записать ее в государственную, там намного больше детей, а она так сильно стесняется…

Аня очень хорошо учится. Не поверите, учительница сказала, что она, иностранка, лучше всех в классе знает алфавит! А говорит, в отличие от меня, практически без акцента. Представляете?! Она очень довольна школой, очень ее любит. Уже ждет 1 сентября.

– Сыну Марко в декабре будет четыре годика. Его тоже учите говорить и по-русски, и по-сербски?
– Я его честно, не учу (улыбается). У нас есть няня, она долго с нами живет и работает. Так он возле нее вертится постоянно, и незаметно уже выучил русский, уже говорит. Буквально сразу, как только начал разговаривать, так и по-сербски, и по-русски.

Андрей ВИНОГРАДОВ, Спорт-Экспресс в Украине