Главный тренер Зари Юрий Вернидуб в интервью Sport Arena подвел итоги первой части сезона, рассказав, как луганчане выходили из «крутого пике» в начале сезона и за счет чего наконец-то начали «брать свое», а также поведал о намерениях на зимних каникулах съездить в Англию.
«В матче с Атлетиком я хотел заменить Юри из-за повреждения. Но он просился и говорил: «Я могу, я смогу». Было видно, что Юри уже не мог играть, хотя я хорошо его понимаю – на трибунах сидели селекционеры…»
— Юрий Николаевич, когда страсти по последнему матчу с Шахтером (2:1) улеглись, вы наверняка не раз пересматривали матч и делали для себя разные выводы?
— Скажу сразу, что комментировать судейство не буду. Просто почти в каждой игре есть моменты с судейскими ошибками, и кто-то всегда будет недоволен. Нужно делать анализ эпизодов и спокойно к этому относиться. А кричать – это такое… Я учил, учу и буду учить своих футболистов, что какое-бы решение судья не принял, он уже его принял. Прозвучал свисток, и все. Апеллировать – это значит нарваться на лишнюю карточку за неспортивное поведение.
Поэтому у нас практически нет таких моментов. Я тоже эмоциональный человек, но потом садишься, смотришь и думаешь – зачем это все? Да, порой тяжело себя контролировать, но надо. В наших 19-ти матчах также было много ошибок – и в нашу сторону, и против нас. Вспомните эпизод с Андреем Луниным в матче с Вересом, удаление Вячеслава Чечера за 4 минуты в Кубке против Шахтера. Все мы люди, все можем ошибаться, но делать шоу из этого непозволительно.
— Если брать в общем, вы пошли на зимний перерыв в хорошем настроении?
— Думаю, да. Пожелал игрокам хорошего отдыха, провести отпуск в кругу семьи и родственников. А после уже соберемся 10 января, в хорошем духе и на позитиве.
— В матче с Шахтером вы очень медленно начали матч. Экономили силы, которые покинули команду в конце года?
— И мы, и Шахтер имели тяжелый календарь осенью. Но все же у них подлинней скамейка запасных. У нас же было только 17 футболистов в заявке. Вы знаете о наших травмах на финише года – Василий Прийма, Евгений Опанасенко, Юри… Руслан Бабенко пропускал игру, а Дмитрий Гречишкин не имел права играть. Леонидаса мы отпустили домой раньше, у него заболел отец, и он улетел в Бразилию. В таких случаях я всегда иду навстречу.
— Юри Заре явно не хватало против Шахтера…
— Однозначно. В этой травме, может, и я виноват. В матче против Атлетика я видел, что Юри тянул ногу. Я уже хотел менять его, но он попросился: «Я могу, я смогу». Но было видно, что уже не мог играть. Наверное, надо было сразу заменить его. Хотя я хорошо понимаю Юри, ведь на трибунах сидели селекционеры, а бразильцы приезжают к нам, чтобы дальше двигаться в Европу. А уже перед матчем с Шахтером он сказал, что не может играть. В таких случаях лучше не ставить его на игру, ведь уже не сможешь положиться на него.
— Да, но Артем Сухоцкий также был с микротравмой, но сыграл…
— Проблема с сухожилием не помешала ему отыграть первый тайм. В перерыве он пожаловался на боль, доктор сделал укол, и Артем вышел доиграть матч.
— В последних матчах вы часто меняли Максима Лунева в перерыве. Недовольны лично им или желали освежить фланги?
— Максим еще совсем молодой, 1998 г.р. – по три матча в неделю ему еще рано играть. Тут мужикам конкретным тяжело, а что уже говорить о молодежи. Я не просто менял Максима, ведь видел, что ему сложно – так можно было и загнать парня. А зная его порядочность и желание играть, уверен, что он будет играть. Поэтому лучше бережно относиться к молодежи – медленно, но уверенно вести их вперед.
«Иногда на тренировках ставлю Силаса даже центральным защитником»
— В начале чемпионата вам пришлось ждать, пока новички и молодежь сыграются. Не думали, что зря взяли так много новых исполнителей?
— В какой-то момент я уже понимал, что мы идем в никуда – уже не знал, как встряхнуть команду. Но благодарен и руководству, и самим футболистам, что поддержали меня. В итоге мы нашли свою игру, а руководители дали добро, чтобы к нам пришли Саша Караваев, Саша Андриевский, Артем Громов и Юри. Это все привело к тому, что я получил добротный состав перед стартом еврокубков.
— Где и когда, в какой конкретно момент, была проиграна Лига Европы?
— Для меня это большой удар, особенно по самолюбию. Дело не в том, что мы проиграли Эстерсунду оба матча – очень хорошей команде, в которой видна рука тренера, дисциплина и тактическая выучка. Мне очень жаль за домашний матч против них, где мы сделали ужасные ошибки. Ну и, конечно, надо было цепляться за очки в двух выездных турах второго круга – в Берлине и Эстерсунде. И даже в последнем матче не скажу, что мы по всем статьям проиграли. Глупые ошибки в обороне при стандартах – и получили два гола под копирку.
— По ходу сезона у Зари серьезно «выпал» центр защиты. Подыскивая замену, вы реагировали планово или методом проб и ошибок?
— Никто ж не знал, что у нас именно на этой позиции «порвется». Перед началом сезона в центре защиты у нас было все в ажуре: пять футболистов – Сваток, Прийма, Чечер, Пилявский и Форстер. Но с бразильцем вы знаете, что произошло, у Пилявского травма и другие моменты, Прийма травмировался – дал о себе знать насыщенный режим матчей и то, что Василий приехал к нам только под конец сбора. Поэтому получил подряд несколько надрывов задней поверхности бедра. Верю, что он все это вылечит и к началу сбора вернется в строй.
— Силаса Заря подписывала и для того, чтобы выгодно продать в будущем. Он уже готов к этому сейчас?
— Не скрывал этого никогда. Не уверен, что уже сейчас его могут купить, но мне нравится, как он прогрессирует. Он может сыграть и опорного полузащитника, и ближе к атаке, как мы говорим, нижнего форварда. На тренировках я его ставил даже центральным защитником. И если понадобится команде, он сможет сыграть на этой позиции, как это получилось с Димой Гречишкиным и Игорем Харатиным.
— Как считаете, ваши опорники справились на подмене в центре обороны?
— В какой-то мере – да, хотя иногда не хватало опыта на этой позиции. Все равно это два разных амплуа.
— Харатину от вас немало доставалось по ходу сезона, что игрок даже терял место в основе. Чем были недовольны в его игре?
— Недоволен? Посмотрите, сколько раз он характер проявлял, решающие голы забивал! Это профессионал с большой буквы, а по человеческим факторам… С ним легко можно идти в разведку. Вижу только искренность, уверенность, помощь. Мне импонирует он, как и все остальные. Мы берем таких футболистов, которые не подведут в нужный момент.
«Потери будут, и будем вновь проводить селекцию»
— Уход тех ребят, которых озвучили вы и гендиректор Зари Сергей Рафаилов, – уже решенный вопрос?
— Я разговаривал с футболистами. Сухоцкий, как я понял, имеет хорошее предложение, и удержать его будет очень сложно. Опанасенко скажет нам окончательное решение до 20 декабря. Я не скажу, что у него есть варианты, но мы открыты для переговоров. Мы готовы подписать новый контракт, а если появится новое достойное предложение, то он уйдет. Не помню, чтобы Заря держала футболистов в такой момент. Даже с теми же проблемными бразильцами Форстером и Паулиньо. Они некрасиво поступили, хотя мы хотели для них и для клуба самый лучший вариант развития событий.
В целом скажу, что нет тренеров, которые будут рады каждые полгода начинать почти с нуля. Это ведь опять новые ребята, притирка, привыкание и т.д. В начале чемпионата столько нервов ушло, пока наладили игру… Но у нас вновь может получиться тоже самое. Потери будут, и будем вновь проводить селекцию.
– До начала турецкого сбора вы будете иметь информацию о тех, кто уйдет?—
— 100 процентов. Я должен понимать, с кем мы будем работать. По арендованным нами ребятам, то Саша Андриевский – без вопросов остается, у него годичная аренда. По Пилявскому, думаю, мы не будем идти вместе. Калитвинцев? У него сейчас заканчивается аренда. Парень перенес операцию, и надеюсь, что у него все будет хорошо, Влад – сильный человек. Давайте дождемся восстановления полного, и тогда будем говорить. По Гречишкину – он возвращается в Шахтер.
— Уже есть конкретика по зимнему сбору Зари в Турции?
— Сейчас нам стало проще договариваться о спаррингах с хорошими командами. После двух сезонов в Лиге Европы к нам чаще начали приходить запросы о контрольных матчах. Весь список на зиму сказать не могу, это позже мы дадим, когда все уладим. На первом сборе будут две хорошие польские команды Экстра-классы. Возможно, будет Лудогорец. Встретимся, выходит, с Форстером (смеется).
— Сергей Рафаилов анонсировал усиление Зари зимой сразу восемью футболистами. Кто эти люди?
— У нас уже есть кандидаты на усиление, ведем переговоры и надеемся, что все у нас сложится. Сейчас не буду называть ни одну фамилию, потому что не хочется бежать впереди паровоза. Скажу только, что укрепление будет во все линии. В первую очередь, это крайние, а также центральные защитники. Также мне хочется иметь не только опорника-разрушителя, но и футболиста для креатива в атаке. И, конечно, нужен нападающий для конкуренции Юри. Кроме того, Алексей Шевченко точно уходит от нас, поэтому и по вратарю работаем.
— Вам также скоро предстоит подобный выбор, ведь летом заканчивается контракт с Зарей. Уже имеете решение на этот счет?
— Президент уже спрашивал об этом, ведь действительно осталось полгода. Считаю, что сначала надо выполнить задачи на сезон, а потом думать о контракте. Поверьте – это не самое главное. У меня прекрасные отношения с президентом, мы всегда смотрели друг другу честно в глаза.
«Поеду в Англию посмотреть, как они играют через два дня на третий»
— В этом сезоне в украинском футболе очень много скандалов и вообще атмосфера очень жесткая, даже если не брать конкуренцию в таблице. Как быть с этим?
— Если вы напоминаете о Мариуполе и их рисунках в интернете, то скажу, что нужно больше заниматься футболом, чем всем этим. Их вице-президент только по злому настроил много клубов против Мариуполя. Не думаю, что это был добрый креатив. Есть шоу, а есть футбол.
Не скажу, что уже очень много скандалов, например, по судейству. Обратите внимание, в каком поле и между какими командами возникает большинство конфликтов. С нами много было этого всего? Да, я сказал, что Верес забил нам с нарушением правил. Но я же не бегал за судьями, футболисты вообще близко к ним не подходили. Тренерам и руководителям клубов надо навести дисциплину в команде, чтобы игроки понимали, что не им рассуждать о правильности действия арбитров. Повторюсь, что я тоже не ангел, но никогда не говорю своим футболистам создавать давление на судью. Наоборот – в Заре запрещены разговоры с арбитром. Накричишь ему только на карточку.
— Как считаете, будет нормально начинать вторую часть УПЛ 17 февраля?
— Это издевательство над футболом. Да, я понимаю, что надо было сужать рамки из-за чемпионата мира и требований ФИФА. Но почему не играть два тура в неделю тогда, когда это позволяет международный график, а главное – погода в нашей стране. В Англии играют и не ноют, хотя там, конечно, инфраструктура другая. Но компромисс можно находить. Вот мы сыграли с Атлетиком заключительный матч в четверг, а Шахтер в среду с Ман Сити, и я не скажу, что обе команды в воскресенье ходили по полю.
Мои игроки часто говорят, что им нравится в таком режиме – лучше только предматчевая тренировка и сразу матч. Кстати об Англии. На зимние праздники планирую поехать туда дней на десять, как раз посмотреть их матчи, которые играются через два дня на третий. Посмотрю, пообщаюсь с тренерами АПЛ. Интересно, почему они могут это тянуть, а мы нет.